Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Снять заклятие свекрови (еще одна трагедия)

Парапсихология:Когда мужу дом ненавистен

Боевые искусства:ОКИНАВА Краткая автобиография мастеров из Окинавы

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философия религии / Зороастризм / Теодиция в религии Заратуштры / 


Теодиция в религии Заратуштры

Один ответ заключается в отрицании того, что Бог добр. Этой веры безотчетно придерживалось большинство древних евреев, которые настаивали на том, что Бог приносит и добро, и зло. Но почему такому аморальному божеству следует быть достойным поклонения? Казалось бы, что образцовая справедливость (праведность) сама по себе более достойна поклонения, чем подобное божество.

Другой откровенный ответ состоит в отрицании того, что Бог всемогущ. Таков был ответ сасанидского зороастризма. К сасанидскому периоду Ахура Мазда и Спента Маинью стали рассматриваться как одна и та же сущность, Ормузд. Ангра Маинью, темный близнец Спента Маинью, ныне Ахриман, стал возводиться до того же статуса, что и сам Бог, Ормузд. Ахриман был почти так же силен, как Ормузд. Со временем и с человеческой помощью, Ормузд возобладает, но здесь и сейчас Ормузд не достаточно могущественен, чтобы уничтожить зло.

Раннее христианство, находясь под сильным влиянием зороастризма, часто, хотя и не последовательно, взывало к этому решению. Сатана, ангел, который первоначально был поверенным Бога, стал считаться противником Господа. Этой веры до сих пор придерживается большинство фундаменталистов, протестантских христиан, которые в целом ничего не избежали (тем самым в решении проблемы. - Д. В.), кроме разве того, что допущение свободного господства такого плутня-ангела не может быть благим поступком со стороны Бога.

Сасанидские метафизики легко разрешали проблему зла; силы добра и зла равно сосуществуют, но этим они породили другую теологическую проблему. Находясь на равных условиях, добро и зло, хотя и отличны друг от друга, но логически находятся на одном и том же уровне. Таким образом, в сасанидском зороастризме были усмотрены семь архидемонов, злых двойников каждого из Амеша Спента.

Это не действует, в особенности по отношению к Аша Вахишта. Аша Вахишта - персонификация истины и праведности. Не существует мерила лжи; просто есть недостаточность в приверженности пути истины. У Аша нет темного близнеца. Похоже, что нет и приемлемого двойника Воху Мана. Противоположность уму есть, по всей очевидности, некая пустота, недостаточность ума. До тех пор, пока не будет воспринято, что Аша - мерило праведности, является логически приоритетным по отношению к дихотомии добра и зла, не существует основы для избрания пути Аша над эквивалентным теневым посланником Ахриманом.

К тому же существование двух духов, зеркально отображающих друг друга, логически подразумевает некий общий источник происхождения. Этот источник затем становится более основополагающим принципом, логически приоритетным и к Ормузду, и к Ахриману. Этот факт был усмотрен зерванитами, которые поставили Зурвана (Время) в качестве родителя этих двух близнецов. Это скорректировало логический изъян, внесенный тогда, когда Ахура Мазда был низведен до уровня Ангра Маинью, в результате его (то есть Ахура Мазды. - Д. В.) идентификации со Спента Маинью. Они (зерваниты. - Д. В.) также интуитивно распознали факт, который поддержало бы современное научное знание: деструкция и время неотъемлемо переплетены.

Древним персам принадлежит еще одно открытие, так же касающееся природы зла: зло не является созидательным. Этот факт особенно подчеркивался маздакитами, которые настаивали на том, что действия зла не направлены, но случайны.

Я нахожу это открытие особенно поучительным в понимании того, что известно в философии как "естественное зло". Это термин относится к обозначению плохих вещей, появление которых не может быть разумно объяснено в качестве результата плохого поведения человека. Примером могут служить такие несчастья, как врожденные недостатки, эпидемии и природные бедствия, как, например, торнадо. Все это ответственно за великие страдания человека. В отличие от человеческого зла, такое зло действует слепо. Некто находится не в том месте и не в то время, и - страдает.

Некоторое понимание может быть обретено с рассмотрением случая торнадо. Предположим, я собирался показать вам видео-съемку торнадо, устремляющегося к зданию и превращающего его в щебень. Это трагедия, но отнюдь не удивительная; это то, что делают торнадо. С другой стороны, предположим, что я показываю вам фильм, в котором торнадо наталкивается на груды щебня и сооружает из них здание. Вы бы знали, что с вами сыграли шутку; запись была "прокручена" в обратной последовательности.

Груда щебня, возводимая в здание посредством торнадо, не нарушила бы никаких физических законов сохранения. Присутствуют все необходимые материалы. Масса и сохранение энергии не нарушены. Но, тем не менее, такого рода вещи не случаются (или случаются настолько редко, что эффективно (то есть качественно. - Д. В.) невозможны). Причиной является то, что энтропия - научное мерило беспорядка - всегда возрастает. Когда некие предметы приведены в порядок случайно, шансы сведения их в упорядоченную структуру, такую, как здание, крошечны. Все, что случайно переорганизовывает предметы, будет иметь тенденцию к увеличению беспорядка.
Естественное зло того же свойства. Оно наносит ущерб случайным разрушением, не жестоко целенаправленным. По этой причине, многие люди не любят прилагать термин "зло" к подобным случаям. Но должно признать, что они приносят несчастье, и влекут много страданий. Я склонен упоминать о них, как о зле, поскольку если бы это не было так, человеческие попытки сократить несчастливые природные случайности не рассматривались бы как добро; и я думаю, что они (эти попытки. - Д. В.) есть добро.

Направление времени и даже существование предполагает увеличение энтропии, и, таким образом, существование естественного зла. Без времени добро, и зло не имеют значения, и без естественного зла время не может существовать. Только если этот временный, гетиг, мир, станет духовным, меног, конфликт будет исчерпан.

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3 

Рейтинг : 8377     Комментарии к статье
Комментарий от Павел для Теодиция в религии Заратуштры страница 2 от 2004-08-16
Редко встретишь такое глубокое понимание Зороастрийской позиции
Комментарий от kozia morda для Теодиция в религии Заратуштры страница 2 от 2003-09-18
статья просто СУПЕР!
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь