Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Непознанное:Дверь в параллельный мир? На платформе ему вдруг вспомнились детские шалости - как они с мальчишками били тяжелыми предметами по патронам, и получался маленький взрыв. Тем более что этот детонатор совсем сгнил... Он попросил дочку разыскать два кирпича и ударил

Парапсихология:Лисья свадьба

Парапсихология:Как хоронить покойников Одежду, в которой умер человек, не следует отдавать ни своим, ни чужим

Парапсихология:Ламия

Теософия и эзотерика:Сказки двух миров Согласно Рам Дассу, конвенциональный язык ограничен мыслью и чувством. Его линейная структура неадекватно передает метасистемные паттерны и опыт, который этот язык пытается выразить. Он верит, что лишь язык поэзии способен адекватно выразить то, что хочет выразить человек

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философия религии / Иудаизм / Религия эпохи пост-атеизма / 


Религия эпохи пост-атеизма

Пост-атеизм
В результате в наше время взаимоотношения религии и атеизма совершенно изменились. Если раньше атеизм был главным врагом религии, то сегодня он перестал быть им просто потому, что сам фактически умер. В общем-то, атеизм давно пора хоронить, и для того, чтобы похоронить его правильно, нам нужно посмотреть, чем и почему он жил раньше, какие, быть может, важные идеи содержались в нем, - чтобы сохранить и развить их в рамках религии. Подобный подход и составляет суть религиозного пост-атеизма. Иными словами, как это ни парадоксально, задача современной религии, современной веры - научиться у атеизма важным принципам, которые в нем содержались, - тем "искрам Божественного света", которые придавали атеизму жизненность. Так религия из анти-атеистической фазы переходит в пост-атеистическую. Вместо того, чтобы с атеизмом бороться, современная религия видит в нем источник собственного самосовершенствования.

Первым еврейским религиозным философом, который поставил проблему таким образом, был рав Авраам-Ицхак Кук, основоположник философии религиозного сионизма. Еще в начале 20-го века он говорил о том, что религиозный человек, считающий, что для него атеизм не является одним из параметров его духовного горизонта, - имеет на самом деле неполную, ограниченную и примитивную веру. Ибо, как объяснял рав Кук, вера, не знающая сомнений (а "сомнения" и составляют одну и ценральных Божественных искр атеизма), - это вовсе не идеал. Более основательной и достойной является вера, умеющая сомневаться, вера, для которой сомнения являются не чем-то чуждым, - но, напротив, ее органической частью. И достоинство такого типа веры в том, что при наличии этих сомнений, при осознании их, при понимании их небессмысленности - если человек все же выбирает позицию веры, то он понимает эту веру глубже, чем "наивно верящий". Экзистенциальный религиозный подход в этом случае основан на том, что сложности, сомнения и противоречия надо не затушевывать, а наоборот, пытаться осознать их и прочувствовать, - ибо они не ослабляют, а углубляют веру.

Соответственно, религиозный диалог из бесплодных попыток "доказательства" превращается в конструктивный обмен экзистенциальным опытом, в рассказ о причинах выбора. Ибо выбор, сделанный моим ближним, - если я считаю его человеком умным и интеллектуально честным, - интересен и для меня; и поэтому я заинтересован в том, чтобы понять собеседника и тем самым обогатить себя и свою религию за счет диалога (несмотря на то, что мы придерживаемся совершенно разных религиозных позиций), - а вовсе не в том, чтобы переспорить его.

Иными словами, сегодня мы отдаем себе отчет в том, что вера является нашим свободным выбором; и поэтому мы не пытаемся "доказать" ближнему, что этот выбор является "правильным". При этом я полагаю - при условии, что мой собеседник не ослеплен атеизмом и не считает меня менее умным, менее образованным или менее знакомым с современной наукой и культурой, чем он сам, лишь потому, что я человек религиозный - что сам факт такого моего выбора является для него небезынтересным. И в такой ситуации есть надежда на плодотворный диалог.

П.Полонский www.machanaim.org

<<<Назад
Cтраницы :  1  2  3 

Рейтинг : 6704     Комментарии к статье
Комментарий от А.Хайкин для Религия эпохи пост-атеизма страница 3 от 2005-09-12
Г-н Полонский уговаривает сокрее всего сам себя, утверждая что наука утратила смысл истинности и доказуемости. Работающий перед ним компьютер, телевизор и прочее - несопоримые доказательства истинности научного знания. Не стоит уповать на небесе, господин Полонский, для религии нет будущего. Максимум того что дал "упадок" атеизма - это то, что с отделением религии от воспитания, образования и законодательства атеизм утратил важную тогда для общества агрессивность. На смену пришло равнодушие общества. Но это равнодушие к религии а не к атеизму. Без власти над воспитанием ребенка религии не существует. Она избыточна.
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь