Таким образом 4 школы, входящие в Будзинкан - Гёкко-рю, Гёкусин-рю, Гикан-рю и, с некоорыми оговорками, Кото-рю (по утверждению Хацуми, Кото-рю основывается также на технике, переданной военачальником Тё Бусё, бежавшим из одной из корейских царств) - являются не отдельными школами, а лишь мастерскими вариациями на тему одной и той же техники.
Все эти школы сохранились только в Будзинкане, а единственным источником по их истории являются "устные предания" Тоды Синрюкэна Масамицу. Безусловно, что "устные предания" человека, жившего на рубеже XIX-XX веков, по надежности не идут ни в какое сравнение с аутентичными письменными источниками XVI века, хотя бы потому, что человеческая память - плохой хранитель знания. К тому же в генеалогиях, сообщенных Тодой, содержатся десятки (если не сотни) имен, не зафиксированных ни в каких письменных источниках!
Интересен и технический состав этих четырех традиций. Для всех них характерны удары кончиком большого пальца (боси-кэн) или суставом указательного или среднего пальца при вертикальном положении кулака, а также отбивы хлестким ударом типа уракэн-ути каратэ. Однако и то, и другое являются стандартными приемами таких известных школ как Куки синдэн-рю и Такаги Ёсин-рю. К тому же вся техника такого рода рассчитана на бой с противником, не защищенным доспехами, а подобные системы дзю-дзюцу в Японии сложились не ранее XVII века, после прекращения войн в стране, когда доспехи стали применяться гораздо реже. Характерно, что Куки синдэн-рю и Такаги Ёсин-рю, где также применяются приемы поражения уязвимых точек, сложились лишь в XVII веке. К тому же бросковая техника 4-х секретных школ почти ничем не отличается от Такаги Ёсин-рю.
Меньше всего известно о школе дакэнтай-дзюцу Синдэн фудо-рю - "Школа божественной передачи непоколебимости". По утверждению Хацуми, ее основателем был Идзумо кандзя Ёситэру, который, якобы, жил в XII веке. Интересно, что Хацуми Масааки называет Идзумо-но кандзя Ёситэру основателем и Кукисин-рю. Однако в официальной генеалогии этой школы, опубликованной в "Бугэй рюха дайдзитэн" такой человек не значится, зато важное место в ней занимает Идзумо-но кандзя Ёсихидэ, создавший в 1349 году систему дакэнтай-дзюцу Кисин-рю, которую изучал основатель "внешней" ветви Куки синдэн-рю Окуни Сигэнобу.
Идзумо-но кандзя Ёситэру занимает важное место и в генеалогии нин-дзюцу, составленной Такамацу Тосицугу. Согласно этой генеалогии, нин-дзюцу - это искусство, развившееся из одного корня.
Такамацу утверждает, что все воинские искусства жителей Ига восходят к китайскому военачальнику Икаю (в другом прочтении - Иин), который был вынужден бежать из Китая и поселился в пещере на горе Такао в Ига. Произошло это где-то между 1040 и 1050 годами.
Икай прекрасно разбирался во всех аспектах военного дела и в совершенстве владел косси-дзюцу. В горах Ига он познакомился с местными ямабуси Гамоном Доси (Фудзивара Тиката) и Хогэмбо Тэссином и передал им секреты косси-дзюцу и способ маскировки "летящая птица" (хитё-но какурэгата). ОТ них-то и пошла вся традиция нин-дзюцу Ига. Так, ученик Гамона Доси, Гарю Доси передал свои знания Иге Хэйнаю Ясукиё, который стал основателем знаменитой школы нин-дзюцу Ига-рю, или Кумогакурэ-рю - "Школа маскировки в облаках" - по его боевому псевдониму, а также Хатирю нюдо и уже упоминавшемуся Идзумо-но кандзя Ёситэру. Хатирю нюдо обучил секретам нин-дзюцу Тодзаву Хакуунсая (Хакууна Доси), считающегося создателем школы нин-дзюцу Хакуун-рю и первым патриархом школы косси-дзюцу Гёкко-рю, знаменитого начальника разведки Минамото Ёсицунэ - Исэ Сабуро Ёсимори, мага-отшельника Хогэна, а также Кимона Хэйбэя. Кимон Хэйбэй учил нин-дзюцу Каина Доси, который, в свою очередь, стал учителем Тогакурэ Дайсукэ, основателя Тогакурэ-рю нин-дзюцу - главной школы Будзинкана. От Тодзавы Хакуунсая берет свое начало линия передачи нин-дзюцу, достигающая Сакагами Таро Кунисигэ, официального основателя школы Гёкко-рю, великого дзёнина Момоти Сандаю, Тоду Сакё Иссинсая, официального основателя Кото-рю, и даже семью Натори. Линия передачи нин-дзюцу от Тогакурэ Дайсукэ через Симу Косанту достигает семьи Тода, и лично Такамацу Тосицугу и Хацуми Масааки, а через Хату Сабуро - семей Уэно, Нарита и Тоду Гохэя.
В эту генеалогию оказались вписанными почти все знаменитые ниндзя из Ига и Кога, которые все увязаны здесь линиями передачи и наследования. Истоки нин-дзюцу уводятся к последователям сюгэндо, а Тогакурэ-рю оказывается стержневой традицией нин-дзюцу Ига и Кога. Чудесная картина, в которой каждому знаменитому ниндзя отведена особая ячейка! Правда, непонятно, почему в исторических источниках не упоминается ни Тогакурэ-рю, ни семья ниндзя Тода.
Однако японские исследователи в большинстве своем встретили появление этой генеалогии со скепсисом. Вот что, например, написали о ней Ямада Тадаси и Вататани Киёси в "Бугэй рюха дайдзитэн": "Такамацу Тосицугу, воспользовавшись модой на литературу по нин-дзюцу в период после Тайсё (1912-1926), составил новую генеалогию этого искусства... Эта генеалогия, основанная на данных преданий, изобилует приукрашениями; реальные личности, известные из источников, перемешаны с вымышленными или легендарными героями. Поэтому проверить ее достоверность не представляется возможным".