В действительности никакие исторические источники не позволяют проследить передачу военного искусства, например, от Фудзивары Тикаты, выведенного в генеалогии Такамацу как Гамон Доси, к Иге Хэйнаю Ясукиё, равно как и передачу секретов нин-дзюцу от мифического Тодзавы Хакуунсая - к Момоти Сандаю. В ней начисто отрицается реальный исторический процесс постепенного и повсеместного накопления знаний в области шпионажа и разведки и реальный исторический фон, на котором это накопление и развитие происходило, например, все перипетии с семьей Хаттори, с выделением из нее Фудзибаяси и Момоти. Интересно, что ни Хаттори, ни Фудзибаяси в генеалогию не попали.
Сомнительной выгладит и личность "первооснователя" Икая. По утверждению Хацуми Масааки, Икай был военачальником киданьского государства и, якобы, потерпел поражение в борьбе с китайской династией Сун и был вынужден из Китая на Японские острова. Однако в любой работе по истории Китая можно прочитать, что пик набегов киданей на Китай приходится на конец X века, и что только в 1004 году китайцам удалось заключить с врагами мир, но на очень тяжелых условиях - они обязывались ежегодно платить киданям огромную дань. Однако набеги киданей продолжались и в последующие годы, и китайцы ничего не могли с ними поделать. И лишь в 1125 году китайцы в союзе с чжурчжэнями сумели разгромить киданьское государство Ляо. Таким образом предание о бегстве Икая в Японию в середине XI века совершенно несостоятельно.
Однако это не самый "убойный" аргумент в развенчании генеалогии Такамацу и Хацуми. В "Бугэй рюха дайдзитэн" в статье "Тогакурэ-рю" мы читаем: "Он (Такамацу Тосицугу) утверждал, что унаследовал эту генеалогию (а также такие школы "ниндзя" как Гёкко-рю, Кото-рю, Гёкусин-рю, Синдэн фудо-рю, Гикан-рю, Кумогакурэ-рю и Тогакурэ-рю - добавим от себя) через устную передачу Тоды Синрюкэна Масамицу. Однако Тода Синрюкэн (Иссинсай) умер в возрасте 73 лет в 13-й год Мэйдзи (1879 год). Такамацу же родился через 4 года после смерти Тоды!"
Это одна из самых загадочных страниц истории Будзинкана. Дело в том, что разные источники дают совершенно разные даты жизни Тоды Синрюкэна Масамицу и Такамацу Тосицугу. Например, в том же "Бугэй рюха дайдзитэн" в статье "Гёкко-рю" сообщается, что Тода Синрюкэн Масамицу умер 6 декабря 4 года Мэйдзи (1870 год). Последователи же Будзинкана утверждают, что Тода Синрюкэн жил в 1824-1909 годах, а Такамацу Тосицугу - в 1887-1972 годах.
К этой путанице в датах следует добавить и еще несколько любопытных деталей. В официальной генеалогии мастеров Такаги-рю, опубликованной в "Бугэй рюха дайдзитэн", значится Такамацу Ёсиёси - отец Тосицугу, который по непонятной причине не упоминается ни в одной из работ по ситории Будзинкана. По-видимому, он-то и был первым учителем сына. Любопытно, что кроме генеалогии Такаги Ёсин-рю его имя больше нигде не встречается. Возникает законный вопрос: как же могло получиться, что сын Тоды Синрюкэна не был знаком с "тайными традициями" Гёкко-рю, Кото-рю, Тогакурэ-рю и т.д., а вот внук, в обход папаши, стал их наследником?
Кроме того, в статьях и книгах последователей Будзинкана почему-то не упоминаются и другие учителя Тосицугу, принадлежавшие к традициям Кукисин-рю и Такаги-рю: Мидзута Ёситаро Тадафуса, Цуноно Яхэйта Масаёси и другие. Кстати, все источники, не связанные с Будзинканом, называют Тоду Синрюкэна инструктором по кэндо в одном из военных училищ.
Что же представляют собой эти "школы нин-дзюцу" Тогакурэ-рю и Кумогакурэ-рю? В "Беседах ниндзя" Хацуми утверждает, что "Тогакурэ-рю преподает свое нинпо тай-дзбцу с некоторыми тайными видами оружия, такими как сэнбан (разновидность сюрикэна), синодакэ (дыхательная трубка) и сюко". По поводу Кумогакурэ-рю там же он говорит, что эту школу "характеризует похожая форма тай=дзюцу с использованием камаяри (разновидность копья с боковым серповидным отростком)". Кроме того, по словам Хацуми "в Тогакурэ-рю... собрано все лучшее, что имеется в 9 рю". После разбора генеалогий школ Будзинкана это утверждение не может не вызвать недоумения, ведь по крайней мере 2 из них - Кукисин-рю и Такаги Ёсин-рю - с Тогакурэ-рю ничего общего не имеют. Фактически, под названием "нин-дзюцу" Хацуми Масааки преподает разновидность дзю-дзюцу.
Хацуми Масааки не был единственным учеником Такамацу Тосицугу, как утверждается во многих статьях. напротив, у Такамацу было очень много учеников. Да и сам Хацуми смог познакомиться с Тосицугу только через своего первого наставника Уэно Ки Тёсуя, личного ученика Такамацу.
Уэно Ки Тёсуй (Ки Тэнсин) был наследником одной из ветвей школы Кукисин-рю, имевшей длинющее официальное название Хонтай Кисин Уэно тэнсин-рю Куки синдэн дакэнтай-дзюцу - "дакэнтай-дзюцу божественной традиции семьи Куки основной школы небесного сердца семьи Уэно направления Кисин", позже замененное на более короткое Синто тэнсин-рю - "Синтоистская школа небесного сердца".