Теософия и эзотерика:Монголия - Тибет - Индия
В экспедиции Рерихи основательно изучают основную религию Тибета - буддизм. Тибету Н.К.Рерих посвятил целый цикл своих картин.
Боевые искусства:Глас народа
Многое может сказать народная литература. Сказки, побывальщина, былины... Не случайно попали они под запрет 1648 года как языческое наследие.
Наконец, когда из темных намерений, из вымогательства известная темная личность почтила меня большою статьею под названием "Шарлатана" (Так в тексте - Прим. ред.), то в самом содержании статьи он привел столько раздутой лжи якобы о торжественных моих всемирных шествиях, что в самых дружественных статьях не было сказано столько величия и мощи, сколько приписал язык злобы, и автор статьи сам не заметил, что содержание статьи опровергло его же название. Спрашивается, что же делается мною такого дурного, что бы могло возбудить чье-то негодование, если только это не есть выражение мелкой зависти или злобы? Гималайский Институт Научных Исследований - неужели это дурно или сверхъестественно? Или моя забота о собирании отделов искусства кому-то не дает спать? Или кажется "божественным", что мое двадцатипятилетие праздновалось в России, а сорокалетие деятельности в Америке, когда пришло десять тысяч друзей? Все мои призывы к охранению сокровищ искусств и науки - разве это противоестественно? Писание картин, сам смысл которых, казалось бы, должен был вызывать добрые мысли, неужели и это противоестественно? Руководство школою с желанием дать хорошее художественное образование массам, неужели и это или "шарлатанство" или "божественность"? Поднесение мне особой медали, выбитой в Бельгии - но ведь не я же сам ее себе поднес? Почетный Легион - но ведь многотомны списки носителей этого ордена? Звезда Св. Саввы, или Северная Звезда Командора - но, вероятно, шведский король был бы очень изумлен, узнав от шептунов, что он дал мне ее не за художество, но наградил бога или шарлатана? Французские ученые и художественные Общества, Югославская Академия, Археологический Институт Америки и другие учреждения во многих странах
- неужели они давали свои отличия не за факты, им вполне известные, но за божественность или за шарлатанство? Или кого- то тревожит имя на здании? Но тогда его бедному созданию придется много тревожиться и при имени Родена и Моро, и Мане, и Мареса, и Торвальдсена. Или, может быть, темненькое сознание обеспокоено, что я еще не умер, но ведь неоднократно газеты хоронили меня в разных странах. Жалкие сознания шептали, что я не мог написать все мои картины, именно потому, что этот оппонент и не мог бы сам написать столько картин. Шептали, что я вовсе не Рерих.
Конечно, все эти скудные и не отвечающие истине суждения нам любопытны лишь со стороны психологической. Подсказаны ли они яростью шовинизма или тупостью провинциализма, или же тою мрачною злобою, которая восстает против того, где повторено слово Культура? Тьмы много в нашем мире; судороги этой тьмы угрожают через всю инертность массы, через все предательство, для которых каждый факт стремления к строительству кажется чем-то сверхъестественным, нарушающим их кладбищенский покой. Во многих моих писаниях, отдавая должное восхищение художникам, я указывал на отсутствие шовинизма, кот_орый был бы совершенно не к лицу стране, вместившей все нации мира.
Как описать жизнь моего отца, как охарактеризовать ее и как воздать ей должное? Когда я думаю о своем отце, я вспоминаю свое длительное близкое общение с ним, я вижу, как над всеми его замечательными достижениями, его вкладом в нашу культуру возвышается личность художника, его неповторимая индивидуальность...
Е. И. Шапошникова родилась 12 февраля 1879 года в С.-Петербурге, в семье известного архитектора академика Ивана Ивановича Шапошникова и матери Екатерины Васильевны...
Николай Рерих , старший сын Константина Федоровича Рериха и его супруги Марии Васильевны, родился 10 октября 1874 года, в С.-Петербурге, где его отец, юрист по образованию имел большую нотариальную контору...
Появление Н. К. Рериха в Харбине в 1934 году можно сравнить только с метеором, прочертившим огненную черту на мрачном ночном небе, - неожиданным, негаданным...
Первые картины Рерих посвящает древнерусской истории. Это видно даже по названиям картин: "Начало Руси", "Славяне"," Сходятся старцы","Заморские гости", "Строят ладьи", "Гонец"...
В моей статье ' Учитель жизни ', посвященной академику Н. К. Рериху по случаю его векового юбилея, указывалось на одно, засвидетельствованное наблюдателями, свойство его светлой личности, а именно благодетельное воздействие его ауры на окружающее...
Решающей для жизни и всей духовно-творческой работы Рериха была его встреча с Еленой Ивановной Шапошниковой, правнучкой фельдмаршала Кутузова, выдающейся женщиной ХХ столетия, подвиг которой в должной мере еще не оценен...
По завершении Центрально-Азиатской экспедиции Юрий Николаевич отправляется своеобразное турне по Европе и Америке, выступает с лекциями о культуре Востока, дает массу интервью в местные средства информации, ведет переговоры по организации научной деятельности института "Урусвати"...
Гипотеза о единых корнях индийской и русской культур, которой придерживался художник, требовала доказательств. Рерих полагал, что изучение Индии даст соответствующий материал...
В мире возрастала напряженность. Только незрячий мог не заметить все усиливающейся подготовки ряда ведущих стран к новому переделу мира. Рерих не мог остаться в стороне ...
Рерих тяжело переживал нападение фашисткой Германии на Россию. Он много работает. В этом так называемый "индийский" период он все чаще обращается к русским сюжетам...