Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Непознанное:Никола Тесла Никола Тесла - это исследования магнитного поля и переменный ток, это технологии беспроводной передачи электроэнергии и прикосновение к управлению временем, это "Филадельфийский эксперимент" и "Проект Радуга", это электромобиль и прирученные шаровые молнии

Философия:Эмпедокл Об Эмпедокле рассказывалось много легенд. Полагали, что иногда при помощи магии, а иногда при помощи научного знания он творил чудеса или то, что казалось таковыми

Теософия и эзотерика:Общие понятия Теософические учения о человеке определяют его как непрестанно развивающееся сложное существо, часть природы которого уже проявлена

Теософия и эзотерика:Ченнелинг Мэри Маргарет Мор проходила гипнотический сеанс по поводу болей в спине, когда неожиданно оказалась в прошлой жизни, и энергетический вихрь, который стал известен как "Бартоломью", заговорил через нее в первый раз

Парапсихология:Жизнь и смерть антихриста Относительно зачатия Антихриста существовали две версии. Согласно первой, более распространенной, его зачали люди - разумеется, ужасные грешники и прелюбодеи

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философия религии / Христианство / Антропологическая парадигма в русской религиозной философии / 


Антропологическая парадигма в русской религиозной философии

В-третьих, 'если мы хотим истолковать Вселенную в терминах живого и конкретного внутреннего опыта человека, - а в этом и состоит точка зрения антропологическая, - замечает проницательный Эрн, - мы должны отбросить схематический язык рассудка'. Цельным знанием может овладеть только цельный человек, в котором как в зеркале отражаются все существенные связи мира. Начиная со Сковороды, выделившего микро- и макро-мир в их мистической соизмеримости, а также символический мир Библии как основу этой соизмеримости, русская философия постоянно обращается к этому взгляду. Символическое понимание человека как микрокосма мы найдем у Галича, Соловьева, Бердяева, Лосского, Эрна, Флоренского и других. Вообще вся русская философия наполнена понятиями-символами, перевести которые на рассудочный язык, не утратив глубины их содержания, нельзя. Этим объясняется преимущественно литературно-художественное ее изложение. Этим объясняется построение Вл. Соловьевым, в попытке рационализировать мистически постигаемую тайну сущего, двух языковых рядов: ряда категориального анализа и ряда мифологем, которые могли бы выразить то, что неподвластно категориям - 'неповторимый минимум мира' в его вечно живой истине.

Наконец, в-четвертых, отличительной чертой русской философии является ее эстетический характер. Русская философия - это философия Любви. Уже у Сковороды мы видим гармонизирующую силу любви, для Хомякова любовь - принципиальная характеристика личности, признак ее божественности. Бердяев, продолжая эту традицию, утверждает, что любовь - это путь к осознанию себя как личности и к пониманию другого как личности. Любовь положительно соединяет в себе два мировых принципа, Бога и свободу, она, по мысли философа, представляет собой наиболее естественный вид творчества, продолжающий и дополняющий творчество Бога.

Наибольшее внимание принципу любви уделил в построении философии всеединства Вл. Соловьев. Он выделяет различные формы проявления любви (половая любовь, родительская любовь, любовь дружеская, любовь к Богу). 'Смысл и достоинство любви, как чувства, - пишет Соловьев, - состоит в том, что она заставляет нас действительно, всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе'. Любовь преодолевает разрозненность и смерть в мире, открывает человеку его единство со всем миром.

Любовь в русской философии выступает силой, которая направляет человека к добру и на правильный путь самопознания. Без любви несостоятельна душа человека и невозможна человеческая личность. В конечном счете, любовь это бессмертие и победа добра над злом. С проблемой любви в русской философии непосредственно связаны и проблема теодицеи, и проблема бессмертия, и проблема познания мира и самого себя. Можно утверждать, что в русской философии любовь занимает место ratio западной традиции. Любовь - это высшее проявление личности и высшее выражение единства личности, единства, которого нет ни в физическом, ни в психическом, ни в социальном бытии человека. Любовь как характеристика человека показывает, что человек не может абстрагироваться от мира настолько, чтобы его отношение к бытию стало 'чистым'. Это осознала западная философия, когда родилась философия экзистенциализма. Положительной осмысление этого происходит сейчас, когда завершается 'время разума' и наступает 'время культуры'.

Русская философия всегда была философией культуры. На всем протяжении своего развития русскую философию характеризует интерес к живому, конкретному человеку, к формам и способам его бытия. Поэтому Бердяев называл русскую философию 'конкретным идеализмом', 'конкретной философией целостного духа', Эрн - 'логизмом', Вл. Соловьев - 'философией всеединства'. Нам представляется правильным выделить особую парадигму философского мышления в русской философии - антропологическую парадигму. Для этой парадигмы характерно философское осмысление цельного знания, вырастающего из живого опыта личности, конкретности истины, равносильной правде жизни, для нее характерен символизм мышления и эстетическое постижение действительности, которое в принципе любви всеобщее, соборное сливает с частным, индивидуальным, придавая целостности индивидуальности высший смысл. Для русской философии личность является высшей ценностью, квинтэссенцией бытия, средоточием культуры, единством внутреннего и внешнего, доброго и злого. 'Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, между абсолютною и вечною сущностью и преходящим явлением или видимостью. Человек есть вместе и божество, и ничтожество', - пишет Вл. Соловьев, выражая направленность всей русской философии. Постижение человека как божества и ничтожества в рамках антропологической парадигмы было и остается великой задачей русской философии.

<<<Назад
Cтраницы :  1  2  3 

Рейтинг : 11966     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь