Оно уникально не только тем, что появилось непонятным образом, но и тем, что это, похоже, единственный подлинный (даже нельзя сказать - посмертный, ведь Иисус воскрес) портрет Христа.
И здесь возникло странное противоречие. На старинных канонических распятиях и на картинах религиозного содержания руки распятого Иисуса изображаются прибитыми к кресту гвоздями, вбитыми в ладони. И в старые времена, и в наши дни известны люди, у которых возникают стигматы - раны, тождественные ранам распятого Христа на руках и на ногах. Так вот, у этих людей на руках кровоточили раны именно на ладонях. Один из самых известных стигматиков - св. Франциск Ассисзкий, итальянский проповедник и основатель ордена францисканцев. У него раны Христовы открылись за два года до смерти, в 1334 году, после явления ему Серафима. И на руках кровоточили именно ладони, что отображает известная гравюра Дюрера. Образование стигматов многие авторитетные ученые объясняют внушением, скорее даже самовнушением слишком впечатлительных натур, особенно фанатично верующих или просто не совсем психически здоровых людей. Но история знает случаи, когда стигматы и кровотечения возникали у простых мирян, в том числе у детей, о фанатичности которых не могло быть и речи. Бывало, кровоточить начинали деревянные или вырезанные из кости распятия, то есть статуи Христа. Согласимся, что внушением или самовнушением это объяснить уже трудно.
Так вот, французский хирург Пьер Барбе, изучая снимки плащаницы уже в первой половине XX века, обратил внимание, что кровавые пятна от гвоздей здесь находятся не на ладонях, а на запястьях. Как же так?
Понятно, что изображение на плащанице - самое раннее, поэтому должно заслуживать наибольшего доверия. Поздние церковные изображения в этом смысле больше зависят от представлений о распятии Христа отцов церкви и художников. Оригинала-то не было: Если оригинал - это плащаница, то она хранилась в такой глубокой тайне, что, похоже, о ней не знали даже самые влиятельные епископы. Барбе провел многочисленные опыты в анатомическом театре, которые доказали следующее: тело удерживают только гвозди, вбитые в запястья; на гвоздях, вбитых в ладони, человеческое тело не держится, падает.
К результатам современных опытов хотелось, конечно, прибавить и доказательства, полученные из древних могил, где погребены люди, казненные таким же способом. Такие доказательства нашлись в 1968 году в Иерусалиме, во время раскопок древнего захоронения. Там у человека, распятого на кресте, руки были пробиты гвоздями именно в запястьях.
Но почему же стигматы, возникающие у людей, кровоточили на ладонях?
Нам кажется, сами стигматы возникают по воле Высших Сил. Но место кровотечения определяет, скорее всего, подсознательно, сам носитель Христовых ран, исходя из своих представлений, складывающихся из увиденного в храмах, из услышанного от священнослужителей, из прочитанного. Именно в этой части можно согласится с учеными, объясняющими стигматы внушением или самовнушением. Но только в этой части.
Интересны факты, приведенные в публикациях о плащанице питерских историков О. Арутюнова и Н. Жуковской. Например, благодаря использованию современных криминалистических методов (при компьютерном сканировании лика, сфотографированного в поляризованном свете) исследователи увидели отпечатки монет на глазах, которыми обычно закрывали глаза усопших, но которых не было видно до этого. Удалось разобрать такие элементы рисунка монет, по которым их можно конкретно причислить к определенному периоду человеческой истории. В нашем случае это 30 год. Одна из монет с надписью 'император Тиберий' является денежкой, которая тогда называлась лептой Пилата.
Много интересного об исследованиях плащаницы опубликовал 'Нэйшнл Джиографик'. Только в последней трети XX века плащаницу удалось исследовать не по фотографиям. Первые анализы датированы 1969 и 1973 годами. Первыми специалистами, кому доверило духовенство эту святыню, были криминалисты, в частности швейцарец Фрей. С помощью стерильного микропылесоса, снабженного клейкой лентой, исследователю удалось собрать и рассмотреть под микроскопом примерно полсотни разновидностей пыльцы тех растений, которые росли в Палестине, в бассейне Мертвого моря и т.д. То есть география совпадала. Специалист по текстилю Расс из Бельгии по паре фрагментов и нескольким нитям полотна плащаницы смог установить, что ее ткань выткана из льна типичным в античные времена способом. Удалось даже выяснить, что фрагменты хлопка между волокнами - с Ближнего Востока.
Многих поражала уникальная сохранность плащаницы. Согласимся: не истлеть, не сгнить и не рассыпаться в прах на протяжении без малого двух тысячелетий обычному кусочку ткани весьма трудно. А на плащанице нет даже следов плесени.
И здесь к возможному попечительству Высших Сил добавляются вполне естественные способы консервации. В трудах Плиния найдено упоминание об использовании в старые времена для стирки мыльной травы, которая имеет антигрибковые, а значит, и противоплесневые свойства. Похоже, ткань плащаницы могла быть выстирана в растворе этой травы. Уже в наше время опытные образцы тканей исследователи выстирали в мыльной траве, которая растет и сейчас. Оказалось, что ткань, побывавшая в растворе мыльной воды, больше подпаливается огнем (помните подпалины на плащанице), чем не прошедшая такую обработку.