А из этого следует, что интуитивные способности вовсе не оказались вытесненными, они всего лишь дополнились новыми и тем самым постепенно оказались как бы отодвинутыми на второй план. Тем не менее, человек стал не только воспринимать действительность, но и обрел способность ее анализировать и активно на нее воздействовать. Постоянно изменяя при этом, прежде всего, самого себя и создавая совершенно новый тип биологического коллектива -социальное объединение или социум, который начал свое победное существование за счет развития и постоянного усложнения "общественных" связей между людьми.
Что помогает нам понять древнего человека?
Судить о его способностях мы можем благодаря незаменимым помощникам. Первый - это историко-антропологическая реконструкция. Вторым помощником становится так называемый "биогенетический закон" Геккеля, согласно которому развитие каждой особи повторяет эволюцию всего живого - проще говоря, развитие ребенка от зачатия до полного взросления повторяет, как бы в сжатом виде, развитие от инфузории до современного человека. В качестве третьего помощника мы привлекли наблюдения психиатров, в частности, крупнейшего специалиста по паранормальным способностям доктора психиатрии Т.А. Доброхотовой.
У нашего предка, когда он из неандертальца превращался в кроманьонца - человека современного - постепенно разрастались зоны мозга, отвечающие за ритмику и речь, которыми он овладевал. Наш ребенок "преодолевает" этот рубеж в первый и второй год жизни, когда идет формирование речи, ритмической артикуляции, интонаций и модуляций речи. Известно, что словесная ритмика воспринимается и усваивается раньше самой речи. Так что в расхожей фразе об Арине Родионовне, сделавшей из Пушкина великого русского поэта, скрыт чрезвычайно глубокий смысл.
Именно няня, рассказывая младенцу Сашеньке русские народные сказки и напевая колыбельные песенки, "заложила" в него, как интуитивное знание, программу ритмики русского языка. Не будет преувеличением сказать, что национально-культурная принадлежность каждого человека предопределяется ритмическим фоном той среды, которая воздействует на него тогда, когда он еще не умеет говорить. Любопытно, что при некоторых поражениях мозга восстановление речи у человека начинается с ритмических присказок, которые отпечатались в его мозгу в младенчестве Так, например, взрослому пациенту, к которому начинает возвращаться речь, показывают изображение звонка, а он называет его колокольчики-бубенчики', показывают петуха, а он: "петушок-золотой гребешок ' А сам и не помнит, что все эти присказки вложила в него мать, когда он едва начинал говорить. А теперь вернемся к нашему далекому предку -гоминиду в те момент, когда он произнес не звук и уж не просто слог - в котором начало качественно нового, чисто человеческого этапа развития, а СЛОВО Не будет преувеличением сказать, что оно буквально перевернуло его незатейливую, но тяжелую жизнь.
Возникновение слова позволяет уже не только передавать ситуацию, но и моделировать ее. То есть не просто крикнуть "А-а-а" предупреждая об опасности, или сказать ' дай", протянув руку к куску мяса, а сообщать о том, что было бы, если бы произошло то-то и то-то. Именно эта способность позволяет несложной сигнализации - угуканью и размахиванию руками - преобразоваться в речь. Но главное то, что отныне основной задачей сигнализации, помимо прежней коммуникативной (для общения), становится моделирующая.