Поставил берегинь Повелитель Род стеречь чудесные Воды, а сам принялся устраивать Явь. Полуденную Явь, возле Алатырь-камня, где растеклась Медвяная Вода, сделал он Садом и нарёк: Вирий. Полуночную Явь, где крона Мирового Дерева касается Нави, назвал Недолей - так сильна была там зло-навь. Две же другие Яви сделал он Правью, чтобы направляли они Недолю и были её руслом. Ту, которая на восход, назвали Десной, другую, что на закат, - Шуей. Решили Повелители населить их многими душами, испорченными вторгшейся ненавистью, чтобы отделить в них разлад от ряда.
А в Вирии на берегу реки с Водой забвения, - чтобы разлад не затронул более душ Стражей и Хозяев, - Род воздвиг для них всех Большой Дом, окружив его прочной оградой от разлада. И была эта ограда первой из всех оград, потому назвали её 'Азгард'. Перед оградой Большого Дома, где не было Сада, вспахал он великое Поле - Вышний Луб, и засеял его негодами из погибших душ, чтобы очистил их ряд от ненависти. А Стига и Руга отделили Вирий от Прави, и не стало свободного хода из Прави в Вирий. За устроение Яви прозвали Рода 'создателем мест' - Дыем, а за то, что он вспахал его и засеял в Вирии Вышний Луб, - Трором.
И когда устроили всё это Повелители, стали они везде искать четверых великанов, но не нашли их. Изменилась Доля, появились в ней скрытые места, появились ложь и обман - а крона Дерева и вовсе обратилась Недолей!
Принял тогда Лох вид Птицы-Орла, стал летать вокруг Дерева и выслеживать великанов - но густа была крона, ничего он не увидел. Превратился Лох в могучего Тура - стал бегать по Дереву, по Полю, - но не смог разыскать тульих следов. Что ж, стал Лох рыжим Лисом, влез в самую Чащу, пропитался хитростью Недоли, но кинулись на Лиса из засады великаны, - не стал сражаться с тулами хитрый Лис, удрал он из Чащи - зато вынес с собой хитрость.
Обернулся Род Птицей-Соколом, взлетел в крону Дерева и стал зорко высматривать притаившихся тулов. Но зыбка, изменчива навь! Что в Недоле хорошо, что дурно - не разобрать, не разделить. Кажется, мелькнула тень - а миг спустя ничего не видать... Не смогли разыскать скрывшихся великанов Повелители. Да и как их разыскать, если до сих пор никто ничего искать и не пробовал? Стали Повелители думать-беседовать, и придумали, как разыскать сохранившуюся в мире зло-навь.
Хитрый Лох сказал: 'Подобное тянется к подобному, и из всех нас Один только Есь оказался близко знаком с навью, знает её, был пропитан и истерзан ею. Потому только он может почувствовать её присутствие, только он способен найти места, где притаилась навь!' И чтобы ясно видеть её следы, посоветовал он Есю оставить один свой глаз в Чудесной Воде. Ведь один глаз, который в Роднике, будет всегда видеть ряд, а другой, который останется с Есем, - разлад в этом ряде.
Сказано - сделано: Род велел Есю разыскать тулов. И когда пришёл Есь к Алатырь-камню, он, наверное, сел и надолго задумался. Может быть, он думал примерно так: 'В какой из Вод больше ряда, в какой - больше нави? Руки я сжимал крепко, не проникла туда навь. Нога же была привязана живой, но не держала меч! Потому Медвяная Вода напитана навью, только она насыщена рядом - лишь она поможет мне увидеть их сразу и узнать, где зло-навь - где благо...'
Собрал свою волю Есь, вынул правый глаз, осторожно взял его обеими ладонями и положил в Медвяную Воду. Стал видеть он мир сразу двумя глазами: левым, целым - Явь, другим, лежащим в источнике - ряд с разладом. Встряхнул Есь руки сказал своё слово, - обратилась Вода с его левой руки в Серого Волка, с правой - в Волчицу. Очистил их Есь от разлада Мёртвой Водой, оживил Волков-Варгов Живой Водой. Поднял Есь свою Пику-Иглу, взглянул левым глазом - и увидел следы разлада вокруг себя. Вскричал он тогда, и пустил двух Волков по следу, велел своим Воронам указывать на притаившуюся зло-навь. А сам Есь принялся расхаживать по Яви и помечать своей Пикой места, где притаилась навь, оставляя разные черты и резы. Так Повелители узнавали, где и какой разлад затаился. Ходили они за Есем, видели оставленные им знаки, определяли по ним, где схоронилась зло-навь, и лечили мир от разлада Мёртвой Водой. А, вылечив раненую душу, бережно сохраняли каждый знак, чтобы и потом отличать доброе от дурного, и знать меру дурного и доброго, чтобы видеть и находить сокрытое...
Источник: http://www.co6op.ru