Когда в начале XVII века, приняв наследство распавшейся на несколько ханств Орды, выйдет "приросшая Сибирью" Россия к рубежам "Китайского государства", обе страны воспримут это как первую встречу. Первое посольство во главе с томским казаком Иваном Петлиным; неудачи последующих контактов; стычки; уступки более сильному - а сильней в ту пору была Цинская империя захвативших Китай маньчжуров; первый мирный договор 1689 года; первое торговое представительство. Первые русские общины... Но первые ли?
Перенесемся в век XIX. Пекин. Российская духовная миссия. Преосвященный Палладий (в миру - П.И.Кафаров) изучает старинные китайские хроники. "Юань ши" - "История династии Юань" - скупа на детали: упоминается лишь самое значительное. Каково же удивление православного миссионера! В архивах времен монгольского владычества им найдена китайская карта XIV века, на которой обозначена Русь. "Алосы" - звучит ее имя в огласовке китайских иероглифов. Так транскрибировано монгольское "урус" (или "орос") - в китайском нет звука "р". Но что карта! Палалдий обнаружил нечто более важное. Нельзя без волнения читать его записки, опубликованные в 1863 году журналом "Духовная беседа" и перепечатанные впоследствии "Живой стариной". "...Китайцы вообще менее предубеждены против русских, чем против других наций. Нелишне также заметить, что между двумя соседними народами существует связь не только географическая, но также историческая; русский дух издавна витал в Поднебесной империи...
...имя русских появилось в Китае в тяжкую для нас эпоху монгольского владычества. Россия и русские известны в китайских памятниках монгольскаго периода под именем ОЛОСЫ, АЛОСЫ, УЛОСЫ, иногда - УЛУСУ. На рукописной карте XIV века, хранящейся в библиотеке Пекинской Академии, АЛОСЫ, как государство, поставлены в северо-западной оконечности Монгольской Империи, после АЛАНЬ-АСЫ (Алань-Азы) и КИНЬЧА (Кинчак)... (Аланы, асы, они же "ясы" русских летописей - предки современных осетин; кинчаки, или "кыпчаки" - половцы. - А.В.). В ту пору появление Русских в Пекине было следствием обычая монгольских ханов набирать в покоренных ими владениях дружины и включать их в свою пекинскую гвардию. Таким образом составились в Пекине полки: Кинчакский, Асу (из Асов) и Русский... О Русском полке в Пекинской гвардии упоминается впервые под 1330г., когда взошел на ханский престол Тутемур (правнук Хубилая Туг Темур, правивший в 1329-1332гг. под девизом Вэнь-цзун. - А.В.)... Он первым устроил Русский полк или поставил особаго темника 3-й степени над Русским отрядом, который почтил наименованием... охранного полка из Русских, прославляющаго (в смысле доказывающаго всему свету) верноподданность..."
Исследовавший "Юань ши" современник Палладия Э.В.Бретшнейдер предлагает несколько иной перевод: "Вечно верная русская лейб-гвардия". Надо ли напоминать, какие войска называли в после петровской России лейб-гвардией. Полк, о котором идет речь, относился к числу отборных, элитных частей, почему и находился в непосредственном подчинении высшего военного совета в Пекине. Жили военнопоселенцы в лагере на севере от столицы, обрабатывали выделенную им землю площадью "в 130 больших кит. десятин", "и, кроме того, постановлено было, чтобы в тех местах, где они будут стоять лагерем (кочевать), в горах, лесах, при реках и озерах, они занимались охотой и всю добычу: птиц, зверей и рыбу доставляли ко двору, причем сказано, что, кто из них не будет охотиться, тот подвергается суду. Где было место поселения Русских - по неопределенным выражениям - на север от столицы, трудно определить; можно только предполагать из дарования им пахотной земли, что оно находится между Великой Стеной и Пекинской равниной..."
В 1331 году статус русского полка повысился - с пожалованием серебрянной печати и включением в число "ближайших ханских", а ряды пополнились 600 "новобранцами". В 1332 году русские, согласно "Юань ши", доставляются в Пекин трижды: всего около 3 тысяч человек, включая 103 подростков. О цене новобранца (или стоимости его доставки?) говорят следующие цифры: некий "князь Джанчи" за команду численностью 170 человек получил 72 дина (фунта) серебра и 5000 динов ассигнациями. "Какие князья, откуда и как Русских доставляли в Пекин, по китайской истории не возможно добраться. Вероятно, это сказание может поясниться историей Золотой Орды..."
В заключительных словах Палладия звучит спокойное достоинство гражданина великой державы, стремящейся к миру и согласию с восточным соседом: "...замечателен факт, что Русския православныя колонии еще в первой половине XIV века пребывали в Китае, а быть может, и в Маньчжурии (вместе с Азами), в странах, где чрез несколько столетий после того суждено было снова повеять русскому духу, но уже с иными правами и с надеждой на плодотворную будущность".
А в ту давнюю пору - годы бесправия земли Русской - оказалась плачевной участь отторгнутых от нее сынов. В результате освободительной борьбы китайского народа к 1368 году "монголы были изгнаны из Китая. Надобно думать, что и русский полк разделил судьбу павшей династии и по удалении из Китая поселился где-нибудь на окраине Монгольской степи или в Маньчжурии...". Отметим проницательность ученого: ему вряд ли было известно свидетельство португальского путешественника Мендиша Питу, который в середине XVI века встречал потомков русских военнопоселенцев в Шаньси - северной провинции Китая, граничившей в ту пору с Монголией. Логично и другое предположение Палладия - о том, что к появлению русских в Пекине причастна Золотая Орда. Многое из ее неписанной истории прояснилось благодаря кропотливой работе исследователей. Но откуда и при каких обстоятельствах попали в Китай несколько тысяч отборных русских ратников, по сей день остается загадкой. Попробуем приблизиться к ее решению.