Вряд ли "диссидентскими" настроениями "призывников" удастся объяснить многотысячные пополнения ордынских войск. Видимо, мотивы тут были самые различные. Одни подчинялись насилию - во время карательных походов монголов. Другие - в мирные годы - и впрямь "эмигрировали" в Орду, не найдя общего языка с "родной" властью. Наконец, третьи шли служить общепризнанному повелителю - "царю", как называли на руси золотоордынского хана, чтобы избежать более унизительной, с их точки зрения, службы нелегитимному "чужому" князю, силой или хитростью одолевшему их прежнего правителя. Последняя причина представляется нам весьма существенной в контексте событий в 20-е годы XIV века. Но об этом ниже.
Итак, русское население Орды росло. Князья и их свита, купцы и посланники жили здесь порой годами. Взятые в плен ремесленники, завербованные в войско ратники - оставались навсегда. Со временем число крещенных людей (среди них были не только русские) стало столь велико, а влияние православного духовенства на политику Орды в отношении русских княжеств, православной Византии и католического Запада настолько упрочилось, что в 1261 году при хане Берке, который, несмотря на принятое им мусульманство, проявлял традиционную для монголов веротерпимость, была образована Сарайская православная епископия, ведавшая землями вверх от Сарая по Волге и Дону. Началось и храмовое строительство, о чем говорят, в частности, археологические находки. "Православные церкви или часовни со временем появились, вероятно, во всех городских центрах Золотой Орды, где было русское население".
Судить о его размерах трудно - слишком мало фактов. Летописи об этом умалчивают; материальные свидетельства, скажем, нательные кресты да иконки в раскопках - нечасты; документальные - отрывочны. Тем ценнее каждое упоминание о русских - как в Золотой Орде, так и значительно восточней. Представитель Людовика IX монах Гильом Рубрук, совершивший путешествие в Монголию в 1253-1255 годах, отметил, что в столице империи было много христиан: венгры, аланы, русские, грузины, армяне. Среди пленников преобладали ремесленники, прежде всего золотых и серебрянных дел мастера, и воины. Но "много" - это сколько? И какова среди них доля русских? Единицы? Десятки? Сотни?
На таком фоне свидетельство о тысячах отборных русских воинов в Китае, за тридевять земель от родных мест, впечатляет. Точное их количество неизвестно, но если пополнение только за два года составило более 3 тысяч, то всего могло быть значительно больше: темник обычно командовал "тьмою", то есть туменом - десятью тысячами. (Что значат для той поры 5-10 тысяч ратников, ясно из следующего сравнения. По оценкам современных исследователей, Батый привел в Европу от 55 до 65 тысяч воинов. Крупный русский город мог выставить 3-5 тысяч). Сколько же выходцев из России служило ханам, чьи владения лежали ближе к ее пределам? И сколько русских городов и весей было для этого обескровлено?
О том, какие масштабы принимало участие иноземных войск в монгольской армии, говорит следующий факт: численность двух корпусов аланской гвардии в Китае достигла в последней трети XIII века зо тысяч человек. Известно, что аланы переходили на службу к покорившим их монголам целыми дружинами во главе с князьями. А русские? Могли составить элитную часть в Пекине пленники, то есть люди, взятые насильно и потому ненавидящие своих поработителей? Хорош правитель, который набирает многотысячную личную охрану из враждебно настроенных к нему парней! Логичнее допустить, что это действительно добровольцы. Но своей воли для ухода на чужбину недостаточно, требуется приговор сельской общины либо городской ремесленной "сотни", разрешение боярина или князя. Конечно, отщепенца (то есть отщепившегося от общества - отступника, раскольника, еретика) держать не станут. Наконец, можно сбежать - от непосильной работы, от унижений, от грозящего наказания. Однако зачем ордынцам с их железной дисциплиной и круговой порукой не умеющие или не желающие подчиняться?! Да и не собрать за счет "инакомыслящих" и беглых большой силы. К массовому же набору, будь он насильственный или "добровольно-принудительный", Русь относилась резко отрицательно - вплоть до уничтожения "призывных комиссий" во главе с баскаками. Лишь силой оружия добивались монголы повиновения.
"За вторую половину XIII века", - указывает В.В.Каргополов, - "ордынцы 14 раз вторгались в пределы русских княжеств, а "Дюденева рать" 1293 года по своим масштабам напоминала Батыево нашествие". Есть и более жесткая оценка: "Только в последней четверти XIII века монголы совершили на Русь 15 карательных походов". Именно в эти десятилетия русские воины пополнили ханские войска, воевавшие на Дальнем Востоке.
Захватив Сунский Китай во второй половине XIII века, монголы вместе с троном Поднебесной империи получили ее историографию. Если у основателей новой династии оставались русские отряды, почему в хрониках не упоминания о них вплоть до 1330 года? Объяснение может быть одно: таковых отрядов у монголов уже не было. По той простой причине, что иссяк источник их формирования: набеги на Русь, а значит, и массовые наборы среди ее населения, прекратились. Действительно, с 1297 по 60-е годы XIV века летописи не отмечают татарских походов на русские княжества. За исключением одного - в пору правления хана Узбека (1312-1340), который, по мнению Л.Н.Гумилева, был связан с Юаньским домом не только родственными узами: "Узбек, хан Золотой Орды, как Чингисид, имел в Китае большие земельные владения, с которых получал доход. Зато он поставлял из своего улуса воинов, русских и ясов, в состав императорской гвардии в Пекин".