Далека дорога в Китай. Неспешный путь занимал около года. А с возможными задержками - с комплектованием команд, с передачей рекрутов от одного хана другому - и поболе двух. Что произошло на Руси за два - два с половиной года до 1330-го, то есть в конце 1327-го? Какое событие позволило ордынцам осуществить многотысячный набор русских богатырей для китайского императора? Здесь мы подходим к одному из узловых моментов нашей истории.
Цена "великой тишины"
...Конец 1326 года омрачила смерть митрополита Петра, верного союзника московского князя Ивана Калиты. Усыпальницей русского первосвященника стал, согласно его завещанию, строящийся каменный храм. По митрополичьему совету заложил Иван Данилович в Кремле собор Успения Богоматери. Издаван чтима Богородица на Руси как ее заступница, потянется теперь окрестный люд к богатеющей Москве не только практичным умом, но и пылким сердцем. Дальновиден и расторопен князь: уже в начале 1327 года, с помощью сторонников покойного среди духовенства, добился канонизации Петра. Отныне его гробница - главная святыня московского Успенского собора. Вслед за Киевом и Владимиром принимает Москва знамя православной духовности. Под этим стягом объединятся вокруг нее русские земли. Но то будет завтра. А сегодня, 15 августа 1327 года, - престольный праздник, Успение Богоматери. И ничто не предвещает беды...
День спустя, запалив лошадей, прискачут из-под Твери в Москву татарские пастухи-коноводы - единственные, кто избежал смерти от рук разгневанных тверичей.
Восстание жителей Твери вызвали притеснения расквартированного в ней (видимо, в фискально-полицейских целях) ордынского отряда во главе с родственником Узбека воеводой Чол-ханом (Шевкалом, или Щелканом русских летописей). Это о нем сложили в народе песню:
У которова денег нет,
У того дитя возьмет;
У которова дитя нет,
У того жену возьмет;
У котораго жены-та нет,
Того самово головой возьмет.
Каплей, переполнившей чашу терпения, стал пустячный случай: попытались татары отнять кобылу у прохожего дьякона, тот позвал земляков на помощь, завязалась драка, ородынцы обнажили мечи... В ответ жители Твери ударили в набат. Возглавил восстание сам князь Александр. Вот как живописует случившееся Н.М.Карамзин:
"Сеча была ужасна. От восхода солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным. Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце: Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины".
Услыхав страшную новость, Иван Данилович не медлил. Знал, какова будет месть Узбека: за меньшие вины карал тот смертью русских князей. Не станет хан разбирать, кто прав, кто виноват, ответят за несдержанность Александра, за буйный нрав гордячки Твери все, кто попадется под горячую руку. И едва ли не опережая черную весть, поскакал Калита в Сарай, чтобы лично поведать шурину-хану о случившемся и, по примеру деда своего Александра Невского, отмолить отчину "от беды тоя" - от неизбежной карательной экспедиции татар. Да не так-то прост Узбек. Наказывая Тверь, он готов пощадить другие русские земли, но пусть князь Иван, удостоенный чести быть мужем ханской сестры Кончаки, докажет свою верность и сам возглавит поход на мятежников. Тем более, что это в его интересах: Тверь - давняя и удачливая соперница Москвы, и вожделенный им, Иваном, ярлык на великое княжение Владимирское - у тверского князя...
Впрочем, по собственной инициативе отправился Калита к хану или по вызову, тут в летописях есть разночтения. По версии, принятой Карамзиным, Узбек призвал Ивана Даниловича, "обещал сделать его Великим Князем, и дав ему в помощь 50.000 воинов, предводимых пятью Ханскими Темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще суздальцы... Началось бедствие. Тверь, Кашин, Торжек были взяты, опустошены со всеми пригородами; жители истреблены огнем и мечем, другие отведены в неволю". Верная хану Москва избежала разорения. Богатый Новгород, по обыкновению своему, откупился. Тверской же князь Александр, не получив приюта у новгородцев, бежал во Псков...