В Бретани духа, призывающего к себе умерших, называли "Анку". Он тоже передвигался в повозке, порой навещал те или иные дома, порой останавливался, чтобы дотронуться невидимой рукой до встреченного на дороге запоздалого путника. Такой человек ничего не видел, но чувствовал, как сильная дрожь пробегала по всему телу, и знал, что обречен. Если встреча происходила глубокой ночью, у него оставалось в запасе еще несколько месяцев, а то и год и даже два, но если в начале ночи, то ему предстояло умереть через несколько дней или недель. И оттянуть смерть надолго было невозможно, ибо прикосновение Анку - роковое прикосновение.
Иногда говорили, что Анку - это последний из похороненных и, следовательно, христианская душа, но порой его существованию давали другие, гораздо более страшные объяснения. Кто-то утверждал, что это дух, специально сотворенный Богом для призывания умирающих, и, следственно, скорее друг, чем враг человеческого рода, несмотря на то что его все боятся. Другие говорили, что это старший сын Адама, обреченный за грех отца сводить людей в могилу, или душа человека, который богохульственно отверг Бога при жизни и до конца времен осужден служить Смерти. Представляется вероятным, что первоначально тем, кто таким образом ездил по аллеям Бретани, была сама Смерть, как правило невидимая, но иногда появлявшаяся в облике то скелета, то беловолосого старика, высокого и очень худого, в низкой широкополой шляпе.
Это кажется более вероятным потому, что, в отличие от своего английского собрата, бретонский дух имел дело не только с теми, чья смерть была уже делом решенным, но и сам служил причиной смерти. Он забирал, кого хотел, носясь вокруг с косой, беспрерывно размахивая ею вправо и влево и кося всякого, кому злая судьба судила оказаться в пределах ее досягаемости. Эта произвольность выбора фигурирует, в частности, в легенде, связанной с пропастью в Буа-де-Хельго, которая считалась одним из зевов ада. Здесь у Анку было жилище, ярко освещенное тысячами свечей. Каждая свеча - это человеческая жизнь. Устав терроризировать округу, Анку проводил часы отдыха, бродя по своему дворцу, задувая свечи наугад, иногда по две или три враз, как душа пожелает.