Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Философия:Дьюи Джон Джон Дьюи (1859-1952) Американский философ. Придал прагматизму типично американские черты, соединив его с материализмом и бихевиоризмом

Философия:Философия истории Р. Дж. Коллингвуда Для Коллингвуда связь собственно философии и истории не просто очевидна; он полагал, что новый взгляд на философию прежде всего связан с анализом исторического познания. Для него объективность исторического факта уступала место интерпретации этого факта

Философия:Диалектика, если ее разъяснить Метод, способствующий развитию человеческого мышления - и особенно философии, мы можем охарактеризовать как частный случай метода проб и ошибок

Боевые искусства:История кэндо Буси, иначе средневековые рыцари, обращались со своими мечами в соответствии с кэндзюцу (искусством наступательного боя на мечах), обеспечивая покой и порядок в стране с IX по XVII век. Затем их власть стала достаточно иллюзорной

Парапсихология:Ракшасы

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философы / Цицерон / 


Цицерон



Каково же было мнение о богах самого Эпикура и его последователях - эпикурейцев? Цицерон пишет по этому поводу в диалоге "О природе богов": "Истинно изложено это учение (что нет провидения - И.Л.) Эпикуром: "То, что является вечным и блаженным, не может ни само иметь каких-либо забот, ни заботиться о других. Поэтому ты вынужден согласиться с тем, что у богов нет ни гнева, ни милости, ибо если бы они были таковыми (т.е. милующими или гневающимися), то были бы слабы и ничтожны[...] Отсюда ясно, что следует устранить от блаженной и бессмертной природы и гнев, и милость; а когда это устранишь, не будет владеть тобой страх божьей кары"'.

Мы видим, что Эпикур, строго говоря, не является безбожником. Как правильно заметил Маркс, ключевым моментом в мировоззрении Эпикура является не отрицание существования богов, но oтрицание 'мнения толпы о богах", т.е. мнения, что боги могут миловать и карать людей, и вообще заботиться о земных делах (как, например, в "Илиаде' Гомера).

В диалоге "О природе богов" Эпикуру отвечает устами одного из действующих лиц сам Цицерон : "Эпикур из душ людских с корнем вырывает религию, когда лишает бессмертных богов и заботы (о людях), и милости[...] отрицает то, что более всего свойственно наилучшей и возвышеннейшей природе. Ибо что лучше, что возвышеннее, чем доброта и благотворительность? Если же вы хотите, чтобы у Бога этого не было[...], то вы хотите, чтобы Он никого не любил и ни о ком не заботился".

Сам Цицерон, следуя учению стоиков, считает, что боги существуют и заботятся о людях; эта забота проявляется в том, что они создали этот мир. Также Цицерон считает, что всякому человеку от природы присуще знание, что боги существуют: "Ибо всем от рождения ясно, и в душе как бы выгравировано: есть боги. Каковы они, разные о том мнения: но то, что они существуют, никто не отрицает".

Далее Цицерон устами одного из участников диалога опровергает позицию эпикурейцев: "Здесь[...] есть некто, желающий убедить себя, что некие твердые и неделимые тела носимы своею силою и тяжестью и что из случайного стечения этих тел возник этот прекраснейший мир. Не понимаю, почему тот, кто полагает, что может случиться это, не считает возможным допустить, что если смешать бесконечное число букв двадцати одной формы, золотых или каких-нибудь еще, то из них, высыпанных на землю, могут сами собой сложиться "Анналы" Энния, чтобы их можно было потом прочесть: не думаю, чтобы случай мог сложить хотя бы одну строку[...] И если мир может сложиться столкновением атомов: почему портик, почему храм, почему дом, почему город не может, ибо это и меньше требует труда, и гораздо легче?" Приводит также Цицерон аргумент стоика Хрисиппа: "Если существует нечто в природе вещей, что человеческий разум, сила, способности не могут сделать, то ясно, что тот, кто это сделал, лучше человека. Но небесные тела и все те, кои относятся к вечному порядку, человеком сделаны быть не могут. Следовательно тот, кем они сделаны, лучше человека. Но этого творца как лучше назвать, нежели Богом? Ибо если богов нет, то что может быть в природе лучше человека? Ибо он один наделен разумом, превосходнее которого не может быть ничего. Но если кто посчитает, что нет ничего во всем мире лучше человека, то это будет признаком безумной гордыни. Следовательно, есть нечто лучшее. Есть, следовательно, Бог. Ибо если увидишь большой и прекрасный дом, не сможешь прийти к выводу, даже если хозяина не видишь, что он построен для мышей и ласточек: столь же дивно украшенный мир, таковое разнообразие и красота небесных тел, такая сила и размеры моря и земель не являются ли обителью бессмертных богов, и не покажешься ли безумным, если посчитаешь все это лишь твоим обиталищем?'

Из этой цитаты можно заключить, что, согласно учению стоиков, боги осуществляют провидение, сами пребывая в этом мире. Это типично языческая точка зрения. Принимая эту точку зрения, впадаешь в заблуждение, противоположное заблуждению Эпикура. Истина здесь, как и во многих других случаях, лежит посередине. Эпикур прав в своем отрицании языческого многобожия и антропоморфных представлений о богах; но одновременно Эпикур неправ в своем отрицании сотворения мира, провидения и божественной любви.

<<<Назад
Cтраницы :  1  2 

Рейтинг : 11423     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь