В 1887 году роман, по-видимому, пришел к печальному концу, насколько можно судить по трем стихотворениям этого года: "Безрадостной любви развязка роковая!.." (1 января), "Друг мой! прежде, как и ныне..." (3 апреля) и "Бедный друг, истомил тебя путь..." (18 сентября).
В 1883 году Соловьев публикует небольшую, но крайне важную для понимания концепции всеединства статью "На пути к истинной философии". Анализируя взгляды одного из учеников Шопенгауэра, он формулирует свою основную идею: "Ни чистого вещества, состоящего в одном протяжении, ни чистого духа, состоящего в одном мышлении, на самом деле не существует... Вся наша действительность, мы сами и тот мир, в котором мы живем, одинаково далеки и от чистой мысли и от чистого механизма. Весь действительный мир состоит в постоянном взаимоотношении и непрерывном внутреннем взаимодействии идеальной и материальной природы".
Начинается новый этап в творчестве Соловьева, когда он обращается целиком к проблемам религии. Объединение церквей - православной и католической - такова, по его мнению, насущная задача. В славянофильской газете "Русь", издававшейся Иваном Аксаковым, Соловьев публикует работу "Великий спор и христианская политика", где ставит вопрос о восстановлении церковного единства. "Русь" печатает возмущенные письма читателей: Соловьева обвиняют в антипатриотизме, в забвении русских интересов, кто-то пустил слух, что он принял католичество.
Соловьев задумывает трехтомный труд о защите католицизма, но по разным причинам вышли только труды "История и будущность теократии" (1885-1887) и "Россия и вселенская церковь", написанная и изданная в Париже на французском языке в 1888 году. Двумя годами раньше Соловьев совершил поездку в Хорватию. Католический епископ Штроссмайер, узнав об идеях Соловьева, пригласил его в Загреб. Здесь Соловьев в виде письма к Штроссмайеру создает своего рода меморандум об объединении церквей. Он попал в руки папы Льва XIII и заслужил его одобрение. Но дальше этого дело не пошло
.
Русское духовенство и славянофилы были возмущены Соловьевым.
Соловьеву пришлось полемизировать с новым поколением славянофилов - Данилевским и Страховым. Вот сформулированная в споре со Страховым национальная программа Соловьева: "1. Народность есть положительная сила, и всякий народ имеет право на независимое (от других народов) существование и свободное развитие своих национальных особенностей. 2. Народность есть самый важный фактор природно-человеческой жизни, и развитие национального самосознания есть великий успех в истории человечества". Далее Соловьев осуждает национальный эгоизм, то есть стремление одного народа к утверждению себя за счет других народов. В программе Соловьева нет никакого "преклонения перед Западом", он ценит и любит родное, русское, протестуя лишь против национального эгоизма, который губителен, как любой другой.