Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Заговор при бракосочетании

Парапсихология:Медитация

Боевые искусства:Игра "В войну" в народной традиции В числе народных игр у русских и у других восточных славян широкое распространение имела (да и сейчас еще бытует) игра в войну.

Философия:Интуитивизм Н.О.Лосского Называя свою концепцию интуитивизмом, Н.О.Лосский понимает под ним учение о том, что познаваемый объект непосредственно включается познающим субъектом в его личностный мир, но при этом остается существующим независимо от акта познания. Философ излагает свою теорию познания, противопоставляя ее имеющимся гносеологическим подходам.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философия Америки / Ранняя американская философия / 


Ранняя американская философия



Наряду с возникновением в середине 70-годов XIX века прагматизма, историческую границу ранней американской философии составила и Гражданская война между Севером и Югом 1861 - 1865 годов - вторая американская революция. Она уничтожила последние, но весьма существенные преграды - прежде всего южный плантаторский уклад и рабство - на пути бурного развития американского капитализма и обозначила окончательное формирование американской нации. Эта кардинальная для судеб страны историческая полоса подвела итог всему предшествующему развитию США, включая, разумеется, и развитие духовное. И хотя философские эпохи хронологически не всегда точно "совмещаются" с социально- экономическими, между Гражданской войной и последующей реконструкцией, с одной стороны, и формированием прагматизма - с другой, соответствие можно найти однозначно.


Начальную границу ранней американской философии определяют достаточно точно - 1620 год. Именно в 1620 году парусное судно "Мэйфлауэр" доставило к берегам Северной Америки первую небольшую группу переселенцев, точнее религиозных беженцев-сепаратистов, основавших Новый Плимут и открывших путь к основанию других колоний, образовавших культурно-экономический регион Новой Англии. Новоанглийское общество, возникшее на религиозной первооснове и насквозь пронизанное мифологией христианства, стало и первым носителем раннего философского сознания колонистов и ранней американской философии.


Будем считать, что исторические границы темы очерчены. Процесс доказательства философией своего права на существование, длившийся на протяжении всего этого периода американской интеллектуальной истории, может быть проиллюстрирован и тем, что в Америке профессиональных философов в обычном понимании не было, профессорского звания по философии не присуждали вплоть до XX века, и миссию развития этой области знания выполняли представители самых различных социальных и профессиональных кругов: протестантские проповедники, политические деятели, литераторы, экономисты, естествоиспытатели, социальные реформаторы.


С одной стороны, в массиве чрезвычайно богатой и сложной интеллектуальной жизни американского общества любого периода надо выделять конкретный философский элемент исходя из современных представлений о том, что такое философия. С другой стороны, постоянно приходится иметь в виду, что сами ранние американские философы понимали под философией и как эти представления отражались на их деятельности.


. Ранняя американская философия в основном носила не специфически философский характер (Джонатан Эдварде был исключением) и разрабатывалась людьми, чьи главные жизненные интересы лежали вне философской сферы. Пуританские авторы были прежде всего проповедниками, мыслители-просветители - государственными деятелями, а остальные - поэтами, литературными критиками и публицистами. Не смотря на это в их сочинениях мы находим немало того, что представляет сугубо философский интерес: обсуждение свободы воли у Эдвардса, природа и основания прав личности и добродетельной жизни у Франклина и Джефферсона, сущность и место личности в обществе, раскрытые Эмерсоном и Торо. Таким образом, антология американской философии с необходимостью должна включать все эти разделы.


Первые американские философы не имели ясных и разработанных представлений о предмете философии и применяли термин "философия" расширительно, для обозначения самых различных видов духовной и практической деятельности. Так, для новоанглийских пуритан философия была синонимом так называемых "свободных искусств" (логика, грамматика, риторика, математика, физика и теология). Немного позднее, в первой половине XVIII века, вслед за распространением в североамериканских колониях шотландской философии "здравого смысла" под философией стали понимать прежде всего моральную философию, включая в нее даже экономику. В XIX веке для США было характерно смешение понятий философии и психологии. Это отразилось даже в творчестве У. Джемса и Дж. Ройса, представлявших уже "золотой век".

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3 

Рейтинг : 8513     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь