На определенной стадии формирования жизни
ощущение перерастает в сознание. Чувственное и
рациональное познание вместе взятое дает согласно
Чернышевскому, верное представление о мире.
Чернышевский считал, что практика должна решить вопрос
об истинности теоретических положений. "Практика, - писал
он, - этот непреложный пробный камень всякой теории,
должна быть руководительницей нашей и здесь".
Чернышевский высоко ценил диалектический метод
Гегеля и в своих произведениях по-своему формулировал
диалектические положения Жизнь для него проявлялась
"поляризацией, раздвоением сил, и это раздвоение
выступает источником движения и развития".
Телам присуще внутреннее движение, которое
порождает их саморазвитие Диалектика Гегеля представляет
для Чернышевского свод правил, посредством которых
осуществляется полное и всестороннее исследование и
составляет живое понятие о всех действительных
качествах предмета.
Социологическое учение Чернышевского
основывается на антропологическом принципе. Он писал,
что "основанием всему, что мы говорим о какой-нибудь
специальной отрасли жизни... должны служить понятия о
натуре человека, находящихся в них побуждениях к
деятельности и ее потребностях".
Чернышевский исходит из того, что индивид -
первичная реальность, которая обладает всеми свойствами
человеческого, а общество выступает совокупностью
множества людей, которые взаимодействуют между собой.
Чернышевский сознательно проводит принцип
антропологизма в своих теориях, считая, что этот критерий
дает возможность соединить требования теории с
требованиями человеческой природы, с интересами человека
вообще без всяких различий. То, что человек принадлежит к
области природы, определяет и сущность человека, сущность
его побуждений к действиям. Особенностью человеческой
природы является стремление к удовольствию. Поэтому,
согласно Чернышевскому, человек руководствуется своей
собственной выгодой и эта установка порождает волю к'
действию: человек "поступает так, как приятнее ему
поступать, руководится расчетом, велящим отказаться от
меньшей выгоды или меньшего удовольствия для получения
большей выгоды, большего удовольствия".
С антропологических позиций Чернышевский
подходит и к истолкованию исторического процесса, полагая,
что принцип интереса и расчета лежит в основе движущих
сил всех действий людей. Широко известны слова
Чернышевского, что "исторический путь - не тротуар
Невского проспекта, он идет целиком через поля, то
пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри".