Он придавал большое значение материальным
условиям жизни, которые, по его словам, играют "едва ли не
первую роль в жизни", составляя "коренную причину почти
всех явлений и в других сферах жизни".
Хотя Чернышевский связывает прогресс общества с
развитием науки, он все же считает, что эгоизм, тщеславие,
корыстные интересы, догмы в значительно большей степени
влияют на ход исторического процесса, чем разум и добрая
воля. В истории, по его мнению, до сих пор действовали
слепые стихийные силы.
Проницательность Чернышевского позволяла ему
трезво оценить итоги исторического процесса и его
сложность, когда результаты действий людей оказываются
совершенно противоположными, а "грошовый результат
достигается не иначе, как растратой миллионов", видя в этом
парадокс исторического развития общества.
Чернышевский стремился создать концепцию морали,
основанную на принципах разумного эгоизма. Он полагал,
что разнообразные мотивы человеческих действий
заставляют человека поступать согласно узкому эгоизму, но
человек, чтобы остаться цивилизованным существом, должен
понимать, что его естественное стремление к счастью может
осуществиться лишь в том случае, если он будет выступать
против всего, что мешает общечеловеческому счастью.
Поэтому разумный человек, руководствуясь принципами
разумного эгоизма, совершает поступки самопожертвования.
Этические воззрения Чернышевского выражены в
романе "Что делать?" Герой романа Лопухов, совершая
жертвы ради других, говорит: "Не такой я человек, чтобы
приносить жертвы. Да их и не бывает, никто их не приносит,
это фальшивое понятие: жертва - сапоги всмятку. Как
приятнее, так и поступаешь".
Большое место в трудах Чернышевского занимает
разработка эстетических воззрений. Здесь он стоял на
позициях, что "прекрасное есть сама жизнь". "Реальная
красота", по мнению Чернышевского, выше "формальной
красоты искусства". В эстетике Чернышевский также стоял
на позициях антропологизма: для человека прекрасным
становится именно то, "что служит намеком на прекрасное в
человеке и его жизни".
Искусство не может превзойти реальную
действительность, искусство - это лишь копия подлинника -
реальности.
Работы Чернышевского имели резко критическую
окраску, а потому И С. Тургенев называл движение,
связанное с Чернышевским, нигилизмом. В беседе с ним он
выразился так: "Вы, Николай Гаврилович, просто змея, а
Добролюбов - очковая".