Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Лилия

Теософия и эзотерика:Семь станц из Ничто не существовало: ни ясное Небо, Ни величья свод, над Землею простертый

Философия:Кант В словоупотреблении классической немецкой философии Dasein открывается совершенно иной стороной. Смысл лирически переживаемого человеческого бытия, который мы передавали русским словом бытиё, полностью исчезает

Парапсихология:У порога вечности Итак, случилось то, чего все боятся, но что не поддается ничьему указу, и никто нас не спрашивает, хотим мы этого или нет. Все мы, к сожалению, смертны

Непознанное:Фараон Снофру Он был первым фараоном четвертой династии, а для своих подданных - полубогом. В историю человечества египетский фараон Снофру вошел в первую очередь как гениальный зодчий: он впервые пытался построить в Египте гигантские пирамиды.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / История философии / Средневековье / Периодизация философии / Схоластика / 


Схоластика


Сложившееся в схоластике отношение к теологии привело к очень важным последствиям, выразившимся в своего рода 'двойственности подходов', характеризующей самую атмосферу интеллектуальной жизни в 'золотой век' схоластики. Теологи видели свою задачу в защите, развитии и истолковании истин, утверждаемых верой. Одним из средств, обеспечивающих осуществление этой задачи, явилось тщательное изучение ими трудов своих предшественников. Естественно, это были в первую очередь сочинения христианских авторов - Григория Нисского, Иоанна Дамаскина и других греческих, а также латинских отцов церкви: Августина, Илария Пиктавийского, Боэция, Беды Досточтимого, Исидора Севильского и других. Однако они с жадностью читали и (там, где это было возможно) использовали все доступные им сочинения Платона, Аристотеля, Прокла и других философов, равно как и сочинения арабских (аль-Фараби, аль-Газали, Авиценны, Аверроэса) и еврейских (ибн-Гебироля, Моисея Маймонида) средневековых авторов.


'Школьная' методология. Помимо признания превосходства веры над разумом, атмосфера схоластической мысли характеризовалась также использованием специфических методов, подчиненных задачам 'школьного' обучения. Главным и наиболее примечательным из этих методов был метод дискуссии (т.е. метод 'вопросов' и 'ответов', предполагавший рассмотрение каждой темы в форме: 'Здесь возникает вопрос...'), почти в обязательном порядке использовавшийся всеми схоластами.


Подобный подход был направлен прежде всего на то, чтобы приходить к окончательному заключению относительно рассматриваемого предмета или проблемы лишь после того, как будут взвешены и оценены все возможные ответы на поставленный вопрос. Однако цель этого метода состояла не только в том, чтобы прийти к правильному заключению, но и в том, чтобы приучить ученых думать, оценивать утверждения и приходить к разумным и обоснованным выводам. Этот метод был одинаково эффективен и тогда, когда подобному дискуссионному рассмотрению подвергались фундаментальные и общепризнанные учения, и тогда, когда он применялся для исследования новых и спорных положений. Именно он определил жанровое своеобразие большинства схоластических сочинений, выходивших из стен средневековых университетов.


Например, Quaestiones disputatae (Спорные вопросы) представляли собой не что иное, как запись отчета о реально происходивших диспутах, проводившихся еженедельно или раз в две недели и выявлявших самый широкий спектр различных мнений и точек зрения. К жанру quaestiones disputatae принадлежит, в частности, сочинение Фомы Аквинского Об истине, которое относится к периоду его преподавания в Парижском университете (1256-1259) и содержит 253 отдельных вопроса, касающихся проблемы истины и проблемы блага. Средневековые 'суммы' представляли собой целостное и систематическое изложение философии или теологии в полном их объеме (отсюда сам термин 'сумма'), основанное на том же методе всестороннего рассмотрения вопросов. Этот метод использовался даже в комментариях к Петру Ломбардскому, Аристотелю, Боэцию и Книге о причинах, когда необходимо было выйти за пределы уже исчерпанного буквального смысла.



Другой особенностью средневековой 'школьной' методологии были постоянные усилия преподавателей и учащих мыслить и излагать свои мысли в наиболее ясной, точной и строгой форме.

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4 

Рейтинг : 16268     Комментарии к статье
Комментарий от ANGEL для Схоластика страница 3 от 2006-04-07
Изумительная работа автора!СПАСИБО!!!
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь