Своей деятельностью Рорти стремится способствовать радикальному пересмотру взглядов на саму философию. Философия Рорти это не поиск истины, а разговор и коммуникация. В книге 'Философия и зеркало природы' он писал: 'Видеть в поддержании разговора самодостаточную цель философии и усматривать смысл мудрости в способности его поддержания - значит видеть в человеческих существах генераторов новых описаний, нежели людей, от которых следует ждать точные описания'. Переориентация с познания истины на разговор и коммуникацию могли бы создать основу для изменения образа философии и утверждения в жизни новой философской идеологии, построенной не на 'объективности', а на 'иронии' и 'солидарности'. Цель деконструктивистского проекта сформулирована Рорти следующим образом: '...Подорвать доверие читателя к сознанию' как к чему-то, о чем следует иметь 'философское' мнение, к 'знанию', о чем надлежит иметь опирающуюся на 'фундаменты' 'теорию', и к философии, какой она представляется после Канта'.
В 1981 году в статье 'Философия в Америке сегодня' Рорти набросал общий портрет состояния философии в США, согласно которому американская философия должна двигаться от аналитической к постаналитической традиции. Он напомнил, что Г.Рейхенбах, один из эмигрантов, ответственных за импорт неопозитивизма в США, в 1951 году в работе 'Подъем аналитической философии' высказал убеждение, что с созданием современных логических средств философия твердо взяла курс от спекуляций к науке. В то время так думали многие. Представление о 'логике' как о существе философского 'знания', о необходимости ориентации на науку, о том, что наступает 'век Анализа', превратилось со временем в своего рода идеологическую доминанту на всех кафедрах престижных университетов США.
Однако мечта аналитических философов о научности, считает Рорти, построена на вере в возможность обоснования знания. Можно сказать, что она составляет стержень, сердцевину идеологии фундаментализма, по другому идеологии верификационизма или оправдательности. Главное, что, по мнению Рорти, характеризует современную эпоху, - это крах фундаментализма. Провал верификационистской стратегии неопозитивистов не был частной неудачей одной из частных теорий. Он свидетельствовал о невозможности обоснования знания вообще, о том, что платоновско-декартовско-кантовская традиция руководствовалась мифом - верила в Истину.
Диагноз Рорти четок: аналитическая философия нуждается в 'терапии'. Лечить нужно, прежде всего, от гносеологизма - наследственной болезни европейской философии. При этом Рорти замечает: '...Я не имею ввиду, что аналитическая философия - плохая вещь или находится в плохом состоянии. Аналитический стиль я считаю хорошим стилем ... Я хочу сказать только следующее: аналитическая философия становится - нравится это ей или нет - неким видом дисциплины, которую можно найти в других областях гуманитаристики - в департаментах, где претензии на 'строгость' и научный статус менее очевидны. Между тем нормальная жизнь в этих дисциплинах такая же, как в искусстве или художественной литературе'. Таким образом, Рорти предлагает произвести переоценку статусов: перестать считать претендующую на научность философию приоритетной по сравнению с той, которая на это не претендует. В более сильном смысле 'терапия' означает не просто уравнивание статусов 'научной' и 'литературной' философии и не только изменение философской идеологии, но и вообще отказ приписывать понятиям 'философское знание', 'научное знание' какой-либо смысл объективности. Рорти не предлагает отсекать от философии какие-то виды деятельности. Менять что-то в философском здании не нужно, можно оставить все как есть. Единственное, что требуется, - разрушить представление, что у этого здания есть фундамент. Что существуют какие-то 'данные', удостоверяющие философское знание, критерии различения истинного и ложного.