Когда происходит это слияние, человек вовсе не страдает от потери собственной индивидуальности, но скорее, напротив, радуется ее почти бесконечному расширению. Каждый из семи типов логосов обладает своим особым сознанием и вполне осознает этот факт; иначе говоря, каждый логос осознает свой собственный свет. Но каждый логос причастен также и к жизни логосов всех прочих типов, то есть в нем присутствуют также и специфические качества жизни всех других логосов; и потому индивидуальность, сливаясь с каким-либо одним конкретным логосом, вовсе не отсекается при этом от сознания других логосов, но, напротив, приобщается и к нему тоже.
Мы уже говорили о том, что Атма представлена на каждом уровне и что на каждом из этих уровней с Атмой связан Логос. Бесполезно, однако, пытаться выявлять характер этой связи между Логосом и Атмой на том или ином конкретном уровне.
Эта связь познается лишь в результате последнего посвящения, когда человек в достаточной мере освоит собственную духовную природу. Это последнее посвящение открывает адепту подлинное соотношение между Атмой и Логосом, а также способ погружения в Логос, дарующий бессмертие. Однако не следует думать, что человек начинает жить жизнью Логоса сразу же после того, как пройдет последнее посвящение, или что свет Логоса сразу же входит в него. Посвященный осознает свою духовную природу и видит путь, ведущий к Логосу; но даже после того, как будет пройдено завершающее посвящение, может потребоваться еще несколько воплощений для того, чтобы посвященный смог слиться с Логосом.
Эта философия признает два пути, ведущих к одной и той же цели - божественному бессмертию. Первый - прямой и естественный путь обычной эволюции - через собственные моральные усилия и совершенствование в добродетели. Проявлением этой эволюции становится естественное, последовательное и уверенное совершенствование души, а также достижение и поддержание совершенного равновесия, не подвластного никаким неожиданным превратностям судьбы. Это обычный способ, коего придерживается основная масса человечества; и именно его Шанкарачарья рекомендовал всем своим саньяси и всем своим последователям. Другой путь - это тернистый путь оккультизма, ведущий человека через серию посвящений. Лишь немногие, особым образом организованные натуры способны следовать по нему.
На этом пути оккультный прогресс достигается благодаря адепту, направляющему сквозь чела различные оккультные силы, позволяющие последнему, так сказать, преждевременно приобщиться к знанию своей духовной природы и обрести силы, на которые он пока не имеет морального права, учитывая уровень его духовного прогресса. При данных обстоятельствах вполне может случиться так, что чела потеряет моральное равновесие и окажется на пути дугпа. Однако это ни в коей мере не означает, что южноиндийская школа оккультизма считает посвящение в адепты ошибкой, видя в ней всего лишь насильственную и опасную узурпацию функций природы.
Иерархия адептов является таким же естественным образованием, как, скажем, дерево: у нее есть определенная и конкретная цель и функции, направленные на развитие человеческой расы. Одна из этих функций заключается в поддержании открытым вертикального канала; по нему нисходят свет и помощь, без которых наша раса была бы вынуждена делать каждый свой шаг, руководствуясь едино лишь изнурительным и малоэффективным методом проб и ошибок, вслепую отыскивая правильный путь. По сути дела, функция иерархии адептов состоит в том, чтобы направлять религиозных учителей к блуждающим в потемках массам человечества.