Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Кольцо Сатурна

Боевые искусства:Багуачжан гэ (рифмованные правила багуачжан) Втянул - выбросил, ушел - вернулся. В шаге переходят друг в друга пустое и полное. Двигайся как ветер, стой словно вбитый гвоздь. Попеременные раскрывающиеся и закрывающиеся шаги ясны.

Боевые искусства:"Коронки"

Непознанное:Невидимый Камнеметатель На четыре дня, начиная с утра 30 января 1913 года, дом в Марсинелле, жилом пригороде бельгийского города Шарлеруа, стал мишенью для целого града камней, бросаемых точно в окна и двери.

Непознанное:Яли - горные людоеды Еще тридцать пять лет назад племя яли употребляло в пищу человеческое мясо. Сегодня цивилизация "съедает" их: миссионеры постепенно разрушают самобытную культуру племени, а индонезийское правительство бесцеремонно захватывает территорию, которая принадлежала яли с древних времен.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Теория познания / Категории сферы опосредствованных отношений / 


Категории сферы опосредствованных отношений



Целое и часть. Абстрактно-рассудочное понимание данных категорий является как бы количественным, объемным: "целое больше части", "целое равно сумме частей" и т. д. Но действительное целое - это далеко не только совокупность и взаимодействие частей, а процесс самопорождения и самосозидания себя как целого и всех форм своего существования и развития. Характеризуя целое как характеристику сферы сущности, Гегель отмечал: "Истинное есть целое, но целое есть только сущность, завершающаяся через свое развитие" . Как это ни парадоксально звучит для обыденного сознания, но диалектика целого и частей заключается в том, что только одна из частей целого составляет сущность всех других частей, только она в своем развитии производит свои другие части как формы своего собственного существования. В последних она, эта порождающая целое часть, имеет себя же, но в иной форме.

Внутренне и внешнее. Внутреннее есть оформленная сущность, а внешнее - способ ее бытия, проявления вовне. Поэтому любой переход внешнего во внутреннее есть переход внутреннего одной системы явлений во внутреннее другой. Культура как оформленная сущность, как совокупность способов освоения мира человеком кажется чем-то внешним, особенно, если оказывается в состоянии реального отчуждения от конкретного человека или группы людей. Однако нужно помнить, что культура есть проявление внутренних сущностных сил человека и природы, и что человек при наличии ряда социальных и духовных предпосылок способен сделать ее своим внутренним достоянием.

Действительность и возможность. Действительность в абстрактном смысле - это как бы "голое" бытие, простое наличие чего-то, содержащего в себе еще нереализованные возможности - формальные и реальные. Действительность в конкретном смысле - это осуществленность. Именно о такой действительности говорит Гегель в своей знаменитой фразе: "Все действительное разумно, все разумное действительно". Это - устойчивая, разумно устроенная, полноценная конкретность.

Необходимость и случайность. Данная пара категорий, ее функционирование тесно связано с предыдущей парой. Так, Гегель писал: "Случайность... есть действительное в значении чего-то лишь возможного" . Когда действительность выступает в значении чего-то лишь возможного? Тогда, когда она берется абстрактно, когда развивающийся предмет находится еще на первых стадиях своего возникновения и становления, когда он - еще лишь неоформленная сущность, вещь-в-себе, из которой неведомо что еще получится в дальнейшем (возможности и невозможности его судьбы многообразны и равносильны). Такая случайность носит внешний характер, основание ее - вне ее самой. На самый серьезный учет именно таких состояний делает упор новая наука синергетика. Уже на этом уровне случайное необходимо, а необходимое случайно, но их взаимопроникновения еще нет. Иную картину мы видим, когда действительность приобретает форму осуществленной возможности. Здесь функция основания переносится на внутреннюю для развивающейся системы необходимость. Прослеживая различные стадии развития необходимости, Гегель называл их относительной, реальной и абсолютной необходимостью. Но даже в самом развитом состоянии необходимость проявляет себя не иначе, как через случайность.

Причина и следствие. Субстанция. Под причинностью понимается внутренняя, необходимая связь двух событий, отношение причинения, необходимого порождения одного другим. Действующая, порождающая, активная сторона есть причина, сторона определяемая и порождаемая есть следствие (в другой терминологии - действие). Причинение не сводится к внешнему механическому воздействию причиняющей вещи на воспринимающую это воздействие. Для развивающейся системы важна причинность как "обусловливающая себя", причинность, перерастающая во взаимодействие. Так, любой общественно-полезный результат (следствие) трудовой действительности необходимо выступает причиной дальнейшего развития трудового процесса. Прямолинейное воздействие "причина - следствие" сменяется циклическим самопричинением, т. е. тем, что Спиноза и называл причиной самой себя, или субстанцией. Мы встречались с этой категорией, говоря о мире в целом, об Универсуме, однако категория субстанции применяется и для исследования каждого конкретного саморазвивающегося формообразования. Субстанция в таком случае понимается как внутреннее единство, реальная основа взаимодействия элементов данной системы, как ее всеобщая сущность. Эти два понимания категории субстанции тесно взаимосвязаны между собой, поскольку универсальные законы развития материи-субстанции проявляются не где-то в абстрактном пространстве и времени, а в каждой конкретной форме проявления процесса развития.

<<<Назад
Cтраницы :  1  2 

Рейтинг : 7457     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь