Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Боевые искусства:Изгнание даймё Цуцуи. Ига - владение Тоды Такаторы После Тэнсё Ига-но ран провинция Ига по распоряжению Оды Нобунаги перешлп во владение Вакасаки Дзинная, который в 1584 году после смерти Оды по распоряжению его преемника Тоётоми переехал в провинцию Авадзи, где ему было предоставлено новое поместье.

Парапсихология:Цербер - Страж ада... В греческих мифах, цербер - это свирепый сторожевой пёс, охранявший врата ада

Парапсихология:Управление погодой Постановка цели. Надо конкретно поставить задачу. Через какое время, на какое время и какая именно тебе нужна погода. Естественно, цель ставится в разумных пределах

Непознанное:Исчезновение "Дербшира" Одна из самых впечатляющих потерь, поразивших английский торговый флот, связана с последним плаванием 170000-тонного грузовоза "Дербишир".

Непознанное:Колосс Родосский КОЛОСС РОДОССКИЙ, гигантская статуя Гелиоса работы скульптора Хареса на о. Родос; одно из Семи чудес света.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Русская философия / Леонард Эйлер как философ / 


Леонард Эйлер как философ



Эйлер полагал, что источником зла не может быть ни Бог, ни материя. Оно может появиться в результате активности души, которой присуща способность проявлять свою волю, также как телам свойственно протяжение и непроницаемость. 'Воля всякому духу есть свойство толь естественное, что ни сам Бог отнять от него не может, равно как не может тело лишить притяжения или грубости, не уничтожая оного'. Воля, в свою очередь, есть способность совершать поступок самостоятельно, возможность неоднозначной реакции, в том числе и ошибочной, на ту или другую ситуацию. 'Воля влечет за собой возможность грешить; посему, когда Бог ввел в мир духи, то от того самого произошла и возможность греха, и невозможно бы было отвратить оного как испровержением или истреблением оных. Таким образом, исчезают все жалобы против греха и против плачевных следствий от него истекающих, и благость Божия избавляется от всех нареканий'.

Создав два вида существ, Бог управляет ими по-разному. Материальными телами - с помощью законов механики, а душами - с помощью заповеди. Дух не может быть принужден к чему-либо - это его свойство. В противном случае для Бога не было бы ничего более легкого, чем превращение всех грешников в праведников. 'Бог инако действует на тела и инако на духи. Что касается до тел, то он предписал им законы движения и покоя, по которым все в них перемены должны следовать непременно, и тела не иное суть, как существа страждущие, кои сохраняют свое состояние, или непременно должны повиноваться взаимному одного на другое действию: Духи, напортив того, не подвержены ни малейшему принуждению, и Бог предписанием только заповедей ими управляет'.


Мир материальных тел уже завершен, в отличие от мира духа, где гармония еще не достигнута: 'В рассуждении тел воля Божия уже совершенно исполнена, но в рассуждении существ одушевленных, как человеков, часто бывает сему противное. Когда говорят, что Богу угодно, что б мы любили друг друга, то сие произволение есть совсем другое: оно есть заповедь, которой люди должны бы были повиноваться, но сколь мало оную исполняют! Бог человека к исполнению и не принуждает, ибо принуждение противно было бы воле, которая составляет существо человека, но к исполнению сея заповеди хочет убедить побуждениями, на спасении его основанными, и человек волен исполнять или не исполнять оную'. И далее: 'Не можно инако управлять духами, потому что в них принуждение места иметь не может.

Итак, какие духи преступили потом сии заповеди, то они сами тому виною и сами должны в том ответствовать; Бог ни малейшего в преступлении их не имеет участия'. Таким образом, 'в мире заключаться будут два рода приключений, одни, в коих духи никакого участия не имеют, будет телесные и зависящие от самой машины, как движения и явления небесные, кои непременно следовать должны, так, как движение в часах и зависит единственно от первоначального установления мира. Другие, зависящие от душ человеческих и других животных, сопряженных с их телами, уже не будут необходимо нужны как прежние, но зависеть будут от воли и от произволения существ душами озаренных'. Именно такая 'двойственность' мира делает его непохожим на механизм. Подобная 'двойственность' свойственна и человеку, поэтому неправомерно уподобление его машине. Рассуждения Эйлера отрицают не только возможность жесткого детерминизма, внося в рассуждения о мире элемент непредсказуемого, но и отрицают в конечном итоге концепцию божественного предопределения - одно из оснований протестантизма. Необходимость и случайность принадлежат у него разным сферам - необходимость телесной, а случайность - духовной. Но мир един и поэтому они связаны в единое целое.

Интересны размышления Эйлера о природе языка и его роли в познании. Он пишет: 'Язык нужен для человека не только для того, чтоб другим сообщать свои чувства и мысли, но для удобрения разума и распространения своих знаний. Ежели б Адам один был в раю, то без помощи языка пребыл бы в глубоком незнании. Язык ему был потребен не столько для отличения знаками вещей, чувства его поражающих, сколько для означивания общих понятий, которые бы он оттого приобрел, чтоб сии знаки ему служили вместо самых познаний'. Невозможно помыслить о какой-нибудь вещи, иначе, как в форме понятия, но понятия - это всегда некоторое общее знание. Если бы для каждого предмета необходимо было бы особенное слово, то язык был бы бессмысленным: 'Слова каждого языка означают общие знания, и редко можно найти такое слово, которое бы означало одну особенную вещь'. В самом понятии нет ничего вещественного, 'оно есть деяние души'. К способностям души относятся также: 'чувства' (ощущения и восприятия), 'воспоминание' (представление), 'внимание', с помощью которого душа приобретает простые понятия, 'отделение' (анализ и синтез, абстрагирование и умозаключение).

Понятия могут быть простыми и сложными. 'Понятие простое есть то, в котором душа ничего не находит; чтобы различать могла и никакого различия в частях не усматривает', а 'сложное понятие есть воображение, в котором душа может различать многие вещи' [37]. В зависимости от внимания они также могут быть темными и ясными. Если 'почти невозможно помыслить о самой вещи не имея слова, которое бы с оною сопряжено не было' [38], то в естественном языке обычно отсутствуют и слова для обозначения вещей, которые народу-носителю этого языка неизвестны.

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4 

Рейтинг : 7983     Комментарии к статье
Комментарий от Т.В.Артемьева для Леонард Эйлер как философ страница 3 от 2005-08-30
Дорогие коллеги, Статью про Эйлера написала я. Она висит на www.ideashistory.org.ru /books/artem1/euler.htm Неплохо бы ссылаться на источник. Успехов, Т.В.Артемьева
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь