Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Теософия и эзотерика:Е.П. Блававтская в Мейкотте

Теософия и эзотерика:Четырнадцатый день допроса: Понравился он мне как то, глянулся, ну я ему и поведал многое. Хранители не противились, человечек этот слухал меня на полном сурьезе с год, не менее. Да только оказия в этом вышла вот какая... Заноровился он, как и мы, Магом Смертным сделаться, и все указы мои исполнял в великой точности, да только и погубила его ретивость эта

Философия:Тема смерти-тема жизни: философия социологии Человек, по-видимому, единственный представитель земной фауны, который знает о неизбежности смерти и понимает ее значение небытия (животные могут интуитивно чувствовать, предчувствовать Нечто, что есть смерть, не осознавая ее значения). Страх небытия заставляет искать смысл жизни. Вопрос о смысле жизни-это вопрос о смерти (et versus). Сам поиск смысла жизни (существования)-есть реакция на знание о смерти.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / История философии / Философия разных стран / Философия Швеции / 


Философия Швеции

герб Стокгольма


В средние века развитие философской мысли в Швеции было тесно связано с христианской мистикой и схоластикой. С конца 16 в. распространяется учение французского философа П. Раме, последователи которого выступали против схоластического метода. Зарождение самостоятельной светской философии в Швеции произошло в 17 в., когда начался процесс секуляризации культурной жизни. Первым значительным шведским философом и поэтом был Г. Шернъельм, в работах которого эклектически соединяются идеи пифагореизма, неоплатонизма, натурфилософии Возрождения и другие.

Против средневековой схоластики выступили сторонники Р. Декарта, который в 1649 переселился в Стокгольм. Рационалистические идеи в области этики и теории познания развивал А. Рюделиус. В 18 в. широкое распространение получили идеи материалистического эмпиризма и сенсуализма (П. Кришернин, М. Фремлинг, К. Г. Леопольд, Н. фон Розенштейн). Близок к просветительству Т. Турильд, полемизировавший с кантианством с позиций "динамического пантеизма".

Э. Сведенборг перешел от механистически-материалистических воззрений в 1-й период своей деятельности к мистической философии (с 40-х гг. 18 в.). Д. Боэтиус - первый последователь Канта в Швеции- положил начало повороту от сенсуалистических и материалистических течений (в духе английских и французских мыслителей) к немецкой идеалистической философии. Видным представителем кантианской философии был Б. Хейер.

В 1-й половине 19 в. философская мысль находилась под влиянием романтизма (течения "фосфористов" и "етицизма"). Крупнейший шведский историк и поэт Э. Г. Гейер был также самобытным философом, эволюционировавшим в своих социальных взглядах от консервативно-романтических воззрений к идеям буржуазного либерализма и демократизма. "Философию личности" как специфическую шведскую форму идеализма развивали Н. Биберг, С. Груббе и особенно К. Я. Бострем, взгляды которых носили спекулятивно-теистический характер.

В начале 20 в. обозначился кризис спекулятивных систем (прежде всего бостремизма), растущий интерес к позитивизму и экспериментальной психологии. Одни из учеников Бострема перешли на позиции неокантианства и философии жизни (В. Норстрем), другие - логического позитивизма (П. Викнер). К 1910 сложилась "новая упсальская школа", представлявшая собой раннюю форму логического позитивизма; основатели школы А. Хегерстрем и А. Пален предвосхитили в основных чертах многие идеи Венского кружка.

Выразителем антипозитивистских настроений известной части шведских ученых, поэтов и писателей был Х. Ларсон, подвергший критике теорию "нигилизма ценностей" Хегерстрема и развивавший учение об интуиции в рационалистическом духе. Проблемы аксиологии разрабатывал А. Ваннерус. Близок к А. Бергсону историк философии Е.Ландквист. После 2-й мировой войны в Швеции усилился процесс интеграции буржуазной философии на базе неопозитивизма (А. Ведберг, К. Марк-Вогау, М. Моритц, И. Сегельберг, И. Хедениус и др.). Большое распространение получили эмпирическая социология и психология. Г. Аспелин исследует историю идей в их связи с социальной средой. Попытку выйти за узкие рамки позитивистских концепций предпринял в социологии Т. Сегерстедт. Неопозитивистской "философии науки" противостоит также неопротестантская "философия человека", многие представители которой, однако, испытывают влияние принципов логического анализа (А. Нюгрен, Т. Симонсон и др.).

Проникновение марксизма в Швецию началось в середине 19 в. и усилилось с 80-х гг. (А. Пальм, А. Вермелин и др.). Методы исторического материализма и научного коммунизма впервые были применены к анализу социальных условий в Швеции в работах А. Даниельсона.



Рейтинг : 6876     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь