Этическое учение друга и единомышленника Эразма, британского гуманиста Томаса Мора, было направлено против аскетизма, как стоического, так и христианского, и было связано с эпикурейским учением о добродетели, которую жители придуманного им острова Утопия определяли как жизнь согласную с природой. В соответствии с эпикурейскими этическими ценностями, утопийцы в книге Мора видели в наслаждении 'преимущественный момент человеческого счастья', а достижение счастья почитали как главную и первенствующую цель. И Валла, и Эразм, и Мор выступали против христианского учения о предопределении, защищая, подобно их античному предшественнику, свободу воли.
Эпикуреизм оказал воздействие не только на этические учения эпохи Возрождения, но и на натурфилософию XVI века. Атомистическое учение, теория бесконечности Вселенной и бесчисленности миров, ориентация на опытное познание - все это, изложенное в трудах Бруно, Галилея, Ванини - восходит к воззрениям Демокрита, Эпикура и Лукреция.
Основными источниками сведений гуманистов по эпикуреизму следует считать сочинения Сенеки, Цицерона и патристическую литературу, прежде всего, Лактанция. Открытия XV века - поэма Лукреция, сочинение 'О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов' Диогена Лаэрция и трактат 'Божественные наставления' Лактанция, найденный в Болонье в 1426 году, сыграли существенную роль в распространении сведений о философии Сада. В 1509 году был опубликован полный греческий текст 'Моралий' Плутарха, затем в течение всего XVI века печатались его многочисленные переводы в 1536 году - греческий текст 'Флорилегия' Стобея, а в середине 60-х - латинский перевод 'Против ученых' Секста Эмпирика.
Проблема отношения Монтеня к наследию Эпикура решается исследователями по-разному. Одни видят его 'самым настоящим католиком', защищавшим интересы церкви, которому были из античности близки сначала 'только стоики', потом исключительно 'только скептики'. Другие считают, что Монтень нашел в Эпикуре одного из своих забытых предков. Сам Монтень об Эпикуре, взгляды которого он охотно излагал в 'Опытах', писал так: 'Вместе с Эпикуром я считаю, что надо избегать таких наслаждений, которые влекут за собой еще большие страдания, и принимать с готовностью страдания, несущие за собой несравненно большие наслаждения.
Известно, что Монтень много раз пределывал свои 'Опыты', и в пору зрелости от увлечения ригоризмом Сенеки перешел к греческим скептикам и Лукрецию, через которого он воспринял Эпикура. Исходя из эпикурейского учения, решал Монтень проблему соотношения телесного и духовного, выступая против аскетизма стоиков в пользу учения о наслаждении. В эпикурейской этике Монтеня был создан гуманистический нравственный идеал, в котором добродетель имеет "своим путеводителем природу, а спутником счастье и наслаждение". Вслед за Лукрецием и Эпикуром Монтень отрицал бессмертие души, утверждая: "Признаем чистосердечно, что бессмертие обещают нам только бог и религия; ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом". В творчестве Монтеня эпикуреизм соединился со скептицизмом, направленным, прежде всего, на освобождение знания от руководства веры, за свободу философии от давления теологии. Рационализм Монтеня, его борьба против суеверных предрассудков нашли продолжение в мировоззрении Декарта, Бейля, других мыслителей XVII столетия, о котором францисканский монах Жан Буш в ужасе воскликнул: 'О несчастный и порочный век, который можно назвать веком Эпикура!'
Учение Эпикура и, прежде всего, его эвдемоническая этика были созвучны мироощущению французских интеллектуалов XVII века, однако 'эпикурейцами' называли себя или получали такое прозвище люди разных мировоззрений. Подобно тому, как в Древнем Риме существовало несколько эпикурейских школ и кружков, распространявших несколько видов эпикуреизма, так и во французском обществе были эпикурейцы трех типов.