Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Боевые искусства:Кэндо в России Впервые на публике Кендо было показано в МГУ в 1964 году, после этого был перерыв длинной в четверть века, потому что идеологическими "экспертами" СССР того времени, Кендо было признано, пропитанным самурайским духом японского милитаризма и чуждым мировоззрению советского человека. Человеком, который первый показал Кендо, был Владимир Александрович Янушевский.

Боевые искусства:Бразильская фишка Бразилия славится не только большим количеством диких обезьян. Капоэйра - еще одно достояние республики.

Парапсихология:От рака матки

Боевые искусства:Чанцзяцюань (кулак семьи Чан) Лю Имин, Гао Сыли, Чан Шаньлинь, Чан Ляньдэн, Чан Циюань, Чай Жугуй, Чан Найжоу и другие мастера чанцзяцюань.

Философия:Философия Канады В 19 в. философские течения в Канаде складывались под влиянием французского и англо-американского источников, причём основным источником французского влияния остаётся католическая философия неотомизма. В конце 19 - начале 20 вв. большую роль в распространении в Канаде философии сыграли Дж. Уотсон и его ученики.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философия истории / Философия человека и общества / Моральность, религиозность, социальность в философии М. Вебера / 


Моральность, религиозность, социальность в философии М. Вебера

Макс Вебер


Рассуждая о моральности и религиозности современного общества, нельзя не вспомнить Макса Вебера(1864-1920), который полагал, что существуют две основные линии, благодаря которым можно охватить весь исторический процесс развития общества - это солидарность, основанных на идеях интереса и нравственный порядок, основанный на вере в законность. Главным же консолидирующим фактором в обществе является социально-ориентированное поведение людей.

Все виды человеческой деятельности внутри общества Макс Вебер разделил на четыре типа социальных отношений:

1) традиционный, основанный на обычаях и привычных образцах поведения. Значимость этого типа поведения связана с тем, что к нему близка большая часть обычного, повседневного поведения людей;

2) целерациональный, который характеризуется использованием разнообразных средств для достижения цели. Определяющим здесь выступает ясность и однозначность осознания действующим индивидом своей цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами её достижения;

3) рациональный с точки зрения используемых средств, но нерациональный с точки зрения цели. М. Вебер называет его ценностно-рациональным. Такие отношения всегда подчинены определенным требованиям, в выполнении которых индивид видит свой долг. Осознанность направленности действия на определенные ценности, последовательность их реализации в поведении придает этому типу рациональный характер;

4) аффективный, продиктованный эмоциональными побуждениями.

М. Вебер, таким образом, рассматривал общество как обусловленную социальными закономерностями совокупность социальных отношений. Тенденцию самого исторического процесса он видел в движении в сторону целерационального действия, где рационализация выступает как систематическое вытеснение иррациональных, ценностных, аффективных и традиционных компонентов действия.

Типы обществ Макс Вебер различает по следующим параметрам: форме собственности, преобладающей технологии, рынку рабочей силы, способам экономического распределения, распространенным мотивациям. Традиционными М. Вебер называет все прежде существующие типы обществ. Важнейшим признаком традиционных обществ является отсутствие в них господства формально-рационального хозяйства. Хозяйство руководствуется не только экономическими, но и внеэкономическими критериями - традицией, ценностями. При таком функционировании экономики удовлетворяются потребности общества в целом и вместе с тем не нарушаются некие общепризнанные этические нормы. Формально-рациональное хозяйство, в свою очередь, ориентируется только на рентабельность и не признает внеэкономических регуляторов. Формально-рациональный характер капиталистической экономики означает ее автономию по отношению к человеческим потребностям, удовлетворение которых составляет цель хозяйственной деятельности в традиционных обществах.

Наивысшей стадией развития общества Макс Вебер считал капитализм, как рациональность в наиболее конкретизированном виде. Здесь капитализм выступает как "идея капиталистической культуры", то есть культуры, где господствуют только интересы реализации частных капиталов. Основными факторами генезиса капитализма, по М. Веберу, являются не материальные, а духовные явления, из которых главное - протестантская религия, проповедующая неустанный труд, аскетическое поведение, благоразумие. "Аскеза действия находит свое выражение в миру, преобразуя его рационально, с помощью какой-либо профессии". Лишь аскетический протестантизм, по мнению М. Вебера, создал религиозные мотивы именно в сфере мирской профессии, так как ищет религиозного спасения в рационализированном осуществлении своего призвания. Все это в совокупности ведет к накоплению капитала, развитию торговли и предпринимательской деятельности, основанной на доверии и честности.

Наиболее полное развитие этот тезис получил в работе Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма". Предпосылкой рациональной организации хозяйства, рационального отношения к труду, преобразующего экономическое поведение людей, является, по мнению М. Вебера, "капиталистический дух", то есть определенный склад мышления хозяйствующих субъектов, характеризующийся переосмыслением традиционного понимания аскезы. Вместо внемирской аскезы (мистического созерцания) утверждается и укореняется в народном сознании идея внутримирской аскезы, главным содержанием которой становится труд. На первый план теперь выступает "трудовая аскеза", т.е. аскеза, осуществляемая в процессе систематического повседневного труда. Социальным пространством, в рамках которого труд становится орудием упорядочивания человеческой души и рациональной организации жизненного поведения людей становится профессия, рассматриваемая как призвание, как личный призыв Бога. Индивид оказывается замкнутым в этом организующем его социальном пространстве.

М. Вебер, таким образом, ставит 'капиталистический дух" в прямую зависимость от протестантизма, создавшего тип предпринимателя и рабочего, готовых самоотверженно трудиться за награду в ином мире, рассматривающих успех в профессиональной деятельности как знак своей избранности и гарантию спасения. Успешность профессиональной деятельности аскетически ориентированного капиталиста определяется ее доходностью. Существенным свойством "духа капиталиста" является обязанность "идеального капиталиста" не только сохранить, но и приумножить имущество путем производительных затрат. Это моральный долг капиталиста по отношению к своему имуществу, которое он считает врученным ему Богом для приумножения и процветания. Такое поведение, по мнению М. Вебера, формирует новую социальную этику капиталистической культуры, выраженную в представлении о профессиональном долге, об обязательствах, которые каждый должен ощущать и ощущает по отношению к своей профессиональной деятельности.

В дальнейшем победивший капитализм отбрасывает религиозные идеи, служившие ему опорой на стадии становления, сформировавшие "капиталистический дух", явившийся решающим фактором в развитии капиталистической цивилизации Запада. Этот капиталистический дух М. Вебер считает более существенным, чем накопление капитала или собственность на средства производства. Возникновение под влиянием религиозных идей специфического отношения к труду как к призванию и долгу было той основой, на которой сложилась систематизация и рационализация жизненного поведения. Достигший господства капитализм посредством экономического отбора, заключающегося в победе одного вида социального поведения и отношений над другим, воспитывает и создает необходимых ему хозяйственных субъектов - рабочих и предпринимателей. В результате формируется современный "человек, подчиненный организации", который предрасположен к определенным видам практического рационального жизненного поведения, определяемого этическими представлениями о долге.



Рейтинг : 6895     Комментарии к статье
жлоыжавлшгзщкуе
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь