В условиях прогресса современной науки и техники наивный оптимизм и вера относительно того, что наука на пути своего развития сама решит выдвинутые в этом отношении перед человечеством проблемы, сменились осознанием того, что критерий социальной роли науки заключается не в самой науке, а находится вне ее и что прогресс науки не является самоцелью, а подчинен тем целям и задачам, которые ставит общество на той или иной ступени развития. Следовательно, с одной стороны, прогресс науки и техники необходим для развития общества, но с другой стороны, нужно определенное ограничение прогресса науки и техники, вернее, нужен контроль над этим прогрессом.
Поэтому каждый критический анализ возможностей науки должен способствовать выявлению надобностей определенного ограничения дальнейшего развития науки, а не отказу от науки, как от чего-то враждебного и вредного для истинной человеческой культуры.Из отмеченного следует, что становится весьма актуальным философский анализ основ науки как специфической формы освоения действительности.
Иными словами, следует выяснить роль научно-теоретического отношения к действительности в мировоззренческой ориентации человека. В этом смысле сама философия, как мировоззрение, может следующим образом поставить вопрос: достаточен ли научно-теоретический подход к действительности в качестве средств для решения философских проблем и вообще для выяснения отношения человека к действительности или же с этой целью надо обратиться к другим формам и способам освоения действительности? Философия, как и любая другая дисциплина, имеет свой собственный объект исследования. Философия в своей сфере так же решает определенные проблемы, как и частные науки, изучающие ту или иную область действительности. Может возникнуть такой вопрос: должен ли философ строго соблюдать общие принципы научности при решении своих проблем или он может, и более того, обязан, выйти за пределы научного мышления? И, наконец, каждая частная наука, при познании той или иной стороны действительности, строго соблюдает принципы объективного отношения к действительности; этот принцип неотделим от любой частной науки. Но насколько совместимо такое требование с ценностной ориентацией?
Отмеченные вопросы имеют смысл лишь в том случае, если признано, что существует определенное различие между философским и частнонаучным познанием. В противном случае не будет никаких проблем - ни в том случае, если будет признано, что философия не является наукой, ни в том случае, когда философия будет признана наукой того же типа, какова любая частная наука. Проблему порождает именно то, что философию, с одной стороны, как определенную форму освоения мира, мы должны считать наукой, но, с другой стороны, философия, отличается от чисто теоретического отношения - она в то же время представляет собой мировоззрение; поскольку выражает отношение человека к миру, поэтому для нее существенен аспект ценностно-практического освоения мира человеком.
Но философия не является механической суммой теоретической и мировоззренческой сторон. Философия представляет собой научное мировоззрение и мировоззренческую науку. В философии научность и мировоззрение находятся в органической связи.
В истории культуры человечества философия выступает не просто как наука, которая занята познанием внешнего мира и отличается от частных наук степенью общности (так как философия изучает наиболее общие закономерности развития мира), а она (философия), как неоднократно было отмечено, выполняла и, наверно, всегда будет выполнять особую функцию - мировоззренческую функцию. Эту функцию не сможет выполнить не только какая-либо отдельная частная наука, но и вся совокупность конкретно-научного знания. Мировоззрение в этом случае надо понимать не как какую-то суммарность взглядов на мир, но как систему взглядов, которая подразумевает определенное взаимоотношение между человеком и миром и определяет место и роль человека в мире. Этим же явно или неявно дает определенную совокупность исходных ориентиров, которой люди руководствуются в жизни. Эти ориентиры и способы их реализации определены уровнем развития общества и характером стоящих на различных ступенях этого развития перед людьми задач и целей. От конкретно-научного мышления философское мышление отличается именно тем, что последнее имеет претензию на выдвиженние таких утверждений, которые выступают в качестве норм при любом отношении к действительности.