Теоретическим выражением технического фетишизма является именно сциентизм, в резкой противоположности с которым находится такая же крайняя точка зрения в виде антисциентизма; представители антисциентизма считают, что наука не имеет никакого отношения к философии, и поэтому философское мировоззрение не должно быть опосредовано научным знанием. Последнее представляет собой одно из явлений, которые враждебны и вредны для человека. (Эту точку зрения защищают Ницше, Хайдеггер, Ортега-и-Гассет, Бердяев и др.). По мнению представителей антисциентизма, философия должна основываться не на науке, научном познании, а на религиозных или нравственных явлениях. Очевидно, выдвижение нравственных проблем на передний план является очень важной стороной учения антисциентистов, но игнорирование роли науки есть также значительный недостаток для отмеченной точки зрения, так как познавательная деятельность отвечает фундаментальным интересам человека: а под фундаментальными интересами в первую очередь подразумевается реализация сущностных сил человека, чему служит именно наука, теоретическая деятельность.
Очевидно, что как сциентизм, так и антисциентизм представляют собой крайние точки зрения. Они обе отрицают возможность выработки философией такого мировоззрения, которое выражало бы единство человеческой культуры. В одном случае необходимым и достаточным условием развития культуры считается только развитие науки, в частности, развитие естественной науки, а во втором случае наука рассматривается как необязательный для культуры компонент, более того, как нечто чуждое, враждебное культуре.
Своеобразным выражением противоположности сциентизма и антисциентизма является точка зрения, которая принципиально отличает друг от друга науки об истории и науки естественные. Согласно представителям этой точки зрения (Дильтей, Рикерт, Виндельбанд), основу отмеченного различия составляет то, что науки о культуре и естественные науки имеют принципиально разные объекты исследования.
В современной Западной философии имеет место дальнейшее углубление противоположности сциентистской и антисциентистской точек зрения. Так, например, логический позитивизм считает лишенным научного смысла всякое знание, которое не соответствует эталонам естественных наук. А экзистенциализм развивает линию "философии жизни" и объявляет, что человек и социальные явления вообще не могут быть объектом научного исследования. Наука, техника и их воплощения мешают развитию культуры, вызывают отчуждение личности, способствуют его духовной деградации.
Все, что было сказано выше относительно предмета философии, специфики философского познания вообще, дает основание для определенных выводов о своеобразии философского познания и, соответственно, об отношении культуры и философии.
Анализ особенностей философского познания убеждает нас в том, что не должен быть правильным тот взгляд, согласно которому философия ставит и решает такие вопросы, которые никак не связаны с жизнью, практикой; поэтому философское решение или нерешенность того или иного вопроса как-будто никакого влияния не оказывает на жизнь людей и постольку никакую роль не играет в том, как сложится судьба людей. Наоборот, философия как мировоззрение "ставит и по возможности решает вопрос, который касается жизни человека в ее глубочайшем и важнейшем пласте - это вопрос относительно основного руководящего принципа жизни". Почему основные руководящие принципы жизни должны быть предметом философского анализа? Философия из-за специфики исследуемого объекта в отличие от частных наук имеет дело с целями, интересами общества, людей, с иерархией ценностей. Она должна ответить на различные вопросы об "экзистенции". Основной руководящий принцип жизни, который одно время казался очевидным и несомненным, в процессе переоценки ценностей оказывается неоправданным и ложным. А это означает, что он постоянно должен подлежать критике, сомнению. Основной руководяший принцип, превращенный в новые ориентации системой ценностей, очевидно, будет поставлен под сомнение самой жизнью, но критика, анализ отмеченного обстоятельства является именно делом философии.