Здесь, несомненно, на первое место выдвигается монография крупного французского философа и филолога, известного ориенталиста Поля Массона-Урселя "Сравнительная философия", вышедшая в 1923 году. Это по сути дела первое исследование, в котором была предпринята серьезная попытка представить сравнительную философию как нечто целостное философское, а не только историко-философское, образование, что признается последующими концептуалистами сравнительной философии. Уже само упоминание основных частей и параграфов свидетельствует в пользу такого мнения.
В самом деле, уже во "Введении"определяется задача целостного охвата философской мысли различных регионов и стран в компаративистском ракурсе. Вся же первая часть, состоящая из четырех глав и заключения, посвящается объяснению сути объективного (научного) подхода к построению сравнительной философии, определению метода и роли аналогии в сравнительном философском исследовании, а также обоснованию необходимости учета культурно-исторической среды, в рамках которой развивалась та или иная философская система. Вторая часть в виде четырех параграфов и заключения, преследует цель проследить изложенные в первой части теоретико-методологические принципы на отдельных примерах и тем самым органично соединить воедино теоретическую и практическую составляющие сравнительной философии, подчеркнув особенно ее педагогические возможности. В качестве примеров фигурируют соответственно:
сравнительная хронология философий;
сравнительная логика;
сравнительная метафизика;
сравнительная психология.
Фундаментальная работа индийского философа П.Т. Раджу "Введение в сравнительную философию"(1962) построена несколько в ином плане. Здесь после предисловия и общего введения следуют три первые части, в которых дается развернутая характеристика соответственно западной философии, китайской философии и индийской философии. Причем, уже в названии каждой части делается акцент на специфику трех вышеназванных философий, что выражается словесно следующим образом:
часть 1) Западная философия и борьба за освобождение от внешнего;
часть 2) Китайская философия и сосредоточение мысли на человеке (человеческом);
часть 3) Индийская философия и толкование внутреннего.
Этим самым, можно предполагать, что Раджу намеревается, как бы ввести эти три мировые философии в сравнение, то есть в сферу сравнительной философии, хотя все же они, по сути, рассматриваются изолированно друг от друга. Заключительная, четвертая часть "Сравнения и размышления"несет в себе основную нагрузку в обосновании сути сравнительной философии. Из двенадцати разделов в этой части четыре уже в самих своих названиях указывают на это, а именно: "Предметная сущность сравнительной философии","Сравнительная философия и философский синтез', "Цель сравнительной философии", "Подходы к сравнительной философии", в двух разделах "Эволюция традиций и их принципов"и "Точки зрения трех традиций"акцент делается на традициях, которые, по мнению П.Т. Раджу, и являются главным объектом сравнения.
В этом контексте выглядит оправданным предварительный обзор, данный им в первых трех частях западной, китайской и индийской философий как носителей соответствующих традиций. В разделе "Сходства и различия"акцент делается на показ ядра, основного направления в сравнительной философии. В двух разделах П.Т. Раджу дискутирует с взглядами А. Швейцера и Г. Мисча на традиции в контексте сравнительной философии. В остальных трех разделах четвертой части, но не по порядку, речь идет соответственно о началах философии, о последующей эволюции трех точек зрения на традиции и об аспектах в потребности расширения сферы сравнений и размышлений.