Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Непознанное:Вечно Молодая Вселенная Наша Вселенная не расширяется, но её пространство расширяется между галактиками, - поглотителями пространства

Парапсихология:Сохранить беременность

Парапсихология:Активация теменной чакры Теменная чакра - **нервный центр**, расположен на вершине головы, - для приёма мыслей окружающих людей. Это упражнение делает чакру более чувствительной

Парапсихология:Акустическое воображение В этом упражнении с помощью музыки устанавливается связь между сознанием и подсознанием. Зрительные образы из подсознания проникают в сознание. Ты увидишь содержимое своего подсознания

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Русская философия / Известные русские философы ХIX-XX веков / Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) / 


Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885)

Признавая человечество за пустую абстракцию, Данилевский видит в культурно-историческом типе высшее и окончательное для нас выражение социального единства. Если та группа, говорит он, которой мы придаем название культурно-исторического типа, и не есть абсолютно высшая, то она, во всяком случае, высшая из всех тех, интересы которых могут быть сознательными для человека, и составляет, следовательно, последний предел, до которого может и должно простираться подчинение низших интересов высшим, пожертвование частных целей общим. - "Интерес человечества" есть бессмысленное выражение для человека, тогда как слово "европейский интерес" не есть пустое слово для француза, немца, англичанина. Точно так же для русского и всякого другого славянина "идея славянства должна быть высшею идеей, выше свободы, выше науки, выше просвещения".

В этом последнем слове теории Данилевского заключается ее самоосуждение. Так как всякая культуры состоит именно в развитии науки, просвещения, истинной свободы и т. д., то помимо этих высших интересов, имеющих общечеловеческое значение, предполагаемая "идея славянства" сводится лишь к этнографической особенности этого племени. Забывая, что для культурно-исторического типа прежде всего нужна культура, Данилевский выставляет какое-то славянство, признает за высшее начало самую особенность племени, независимо от исторических задач и культурного содержания его жизни. Такое противоестественное отделение этнографических форм от их общечеловеческого содержания могло быть сделано только в области отвлеченных рассуждений; при сопоставлении же теории с действительными историческими фактами она оказывалась с ними в непримиримом противоречии. История не знает таких культурных типов, которые исключительно для себя и из себя вырабатывали бы образовательные начала своей жизни.

Данилевский выставил в качестве исторического закона непередаваемость культурных начал, - но действительное движение истории состоит главным образом в этой передаче. Так, возникший в Индии буддизм был передан народам монгольской расы и определил собою духовный характер и культурно-историческую судьбу всей Восточной и Северной Азии; разноплеменные народы Передней Азии и Северной Африки, составлявшие, по Данилевскому, несколько самостоятельных культурно-исторических типов, усвоили себе сперва просветительные начала эллинизма, потом римскую гражданственность, далее, христианство и наконец религию аравийского пророка; христианство, явившееся среди еврейского народа, даже в два приема нарушило мнимый "исторический закон", ибо сначала евреи передали эту религию греческому и римскому миру, а потом эти два культурно-исторические типа еще раз совершили такую недозволенную передачу двум новым типам: германо-романскому и славянскому, помешав им исполнить требование теории и создать свои собственные религиозные начала. Вероисповедные различия внутри самого христианства также не соответствуют теории, ибо единый по Данилевскому германо-романский мир разделился между католичеством и протестантством, а славянский мир - между тем же католичеством и православием, которое к тому же не выработано самим славянством, а целиком принято от Византии, т. е. от другого, чуждого культурно-исторического типа.

Помимо этих частных противоречий, теория отдельных культурно-исторических групп идет в разрез с общим направлением всемирно-исторического процесса, состоящего в последовательном возрастании (экстензивном и интензивном) реальной (хотя наполовину безотчетной и невольной) солидарности между всеми частями человеческого рода. Все эти части в настоящее время, несмотря на вражду национальную, религиозную и сословную, живут одной общей жизнью, в силу той фактической неустранимой связи, которая выражается, во-первых, в знании их друг о друге, какого не было в древности и в средние века, во-вторых, - в непрерывных сношениях политических, научных, торговых и наконец в том невольном экономическом взаимодействии, благодаря которому какой-нибудь промышленный кризис в Соединенных Штатах немедленно отражается в Манчестере и Калькутте, в Москве и в Египте.

Логическую опору для своей теории Данилевский думает найти в совершенно ошибочном различении рода и вида. Человечество, по его мнению, есть род, т. е. отвлеченное понятие, существующее только в обобщающей мысли, тогда как культурно-исторический тип, племя, нация суть понятия видовые, соответствующие определенной реальности. Но логика не допускает такого противоположения. Род и вид суть понятия относительные, выражающие лишь сравнительно степень общности мыслимых предметов. То, что есть род по отношению к одному, есть вид по отношению к другому. Человечество есть род по отношению к племенам и вид по отношению к миру живых существ; точно так же славянство есть вид по отношению к человечеству и род относительно русской или польской нации, которая, в свою очередь, может рассматриваться как род по отношению к более тесным группам, ею обнимаемым. С точки зрения эмпирического реализма "человек вообще" есть только отвлеченное понятие, а не предмет, существующий в действительности, но точно так же не существует в действительности и "европеец вообще", "славянин вообще".

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3 

Рейтинг : 10159     Комментарии к статье
Комментарий от Phamerssnorse для Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) страница 2 от 2009-07-17
Текст (слова) песни Ты проснешься на рассвете мы с тобою вместе встретим день рождения зари Как прекрасен этот мир посмотри как прекрасен этот мир Как прекрасен этот мир посмотри как прекрасен этот мир Ты не можешь не заметить соловьи живут на свете и простые сизари Как прекрасен этот мир посмотри как прекрасен этот мир Как прекрасен этот мир посмотри как прекрасен этот мир Ты взглянула и минуты остановлены как будто как росинки их бери Как прекрасен этот мир посмотри как прекрасен этот мир Как прекрасен этот мир посмотри как прекрасен этот мир Как прекрасен этот мир посмотри как прекрасен этот мир
Комментарий от Phamerssnorse для Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) страница 2 от 2009-07-16
Текст (слова) песни Ты проснешься на рассвете мы с тобою вместе встретим день рождения зари Как прекрасен этот мир посмотри как прекрасен этот мир Как прекрасен этот мир посмотри как прекрасен этот мир Ты не можешь не заметить соловьи живут на свете и простые сизари Как прекрасен этот мир посмотри как прекрасен этот мир Как прекрасен этот мир посмотри как прекрасен этот мир Ты взглянула и минуты остановлены как будто как росинки их бери Как прекрасен этот мир посмотри как прекрасен этот мир Как прекрасен этот мир посмотри как прекрасен этот мир Как прекрасен этот мир посмотри как прекрасен этот мир
Комментарий от Francuz для Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) страница 2 от 2007-11-20
a418e60a bb4bee63 0db Very cool design! Useful information. Go on!
a418e60a bb4bee63 0db I\'l be back... :)
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь