Антропотеизм
"Я вовсе не намерен отрицать, что гуманитаризм, обожествление человечества или человека, антропотеизм- одна из доктрин новейшего времени. Вы правы: весь немецкий идеализм Х1Х века - "великая" немецкая философия, начиная с Фихте ( оставьте Фихте с его Я, которое является лишь иным названием духа, и не-Я, которое представляет собой лишь синоним природы,- Фихте, из школы которого вышли Шеллинг и Гегель, которые посредством своего абсолюта или абсолютной идеи устранили противоречие между его Я и не- Я и таким образом дополнили его систему), метит лишь в антропотеизм, пока она, достигнув в лице своего последнего знаменосца и корифея - Фейербаха - своей вершины и называя вещи своими именами, вместе с ним не восклицает: Homo homini deus est- человек человеку бог. Я видел далее, как эта доктрина, проникая из Германии, распространялась среди других народов - конечно, не так широко, как на своей родине. И при этом я имею в виду не рабских переписчиков гегелевской философии за границей, а самостоятельные умы - Прудона во Франции и Каменского в Польше. Оба вышли из школы Гегеля, и лучшим доказательством того, что предпосылки обожествления человечества имелись уже у самого Гегеля и что школа Фейербаха была его подлинной наследницей в Германии, является то, что и у этих двух соседей немцев и в то же самое время, что и в Германии, гегелевское учение выступило как антропотеизм и пришли они к этому, не зная Фейербаха, как Фейербах не знал их".
Недостатки антропотеизма
"Конечно, если христианский бог был лишь частичной абстракцией человека, именно составленной лишь из некоторых свойств и функций человека, которых вкус того времени объявил самыми "благородными" (я говорю - вкус, ибо такие категории, как прекрасное и безобразное, хорошее и плохое, благородное и низкое, всегда были и всегда останутся делом вкуса). В самом деле, бог не был факсимиле, слепком человека - он был наделенною духом абстракцией человечества. Телесное отпало - остались только свойства, функции и деяния человека, которые получили общее название "души", и из них то, что больше всего соответствовало вкусу (не безумие, а разум, не злая воля, приносящая вред людям, а доброта и т.д.), было извлечено, связано, увеличено до бесконечности (абсолютизировано), доведено до апофеоза. В этой односторонности вкуса, в этой ошибке разума, состоящей в превращении дела вкуса в принцип мышления и в неспособности видеть узкую односторонность, коренились практически вредные для людей аскетизм, пренебрежение ко всему плотскому, отвращение и ненависть к нему. В этом, конечно, величайшая разница между христианством и антропотеизмом. Этот последний, по крайней мере в той совершеннейшей форме, в какой он является у Фейербаха (ибо Гегель еще слишком много исключительного говорит о духе, и хотя у него нет отвращения к телесному, но в этом отношении он, по-моему, не пошел дальше христианско-лютеранской точки зрения), тащит всего "человека" без остатка к богу".
Главные сочинения: В кн.: Петрашевцы. Сб.материалов, "Философские и общественно-политические произведения петрашевцев".