|
Айкидо - это путь гармонии. Для некоторых это боевое искусство, представляющее собой сплав физических возможностей и силы атаки. В то же время айкидо - это рукопожатие, которым мы приветствуем каждого, встретившегося на жизненном пути. В определенном смысле его можно назвать инструментом установления контактов между людьми. Это - движение танцующих танго; это - переплетение рук борцов на спортивной арене; это - ритмичные ласки любовников.
Айкидо располагает определенными средствами, с помощью которых мы можем посмотреть на себя со стороны глазами других людей и во взаимодействии с окружающей средой. Эти средства способствуют нашему единению с человечеством и с вселенной, Взяв их на вооружение, мы познаем себя на всех уровнях: физическом, биомеханическом, интеллектуальном, эмоциональном и духовном. Они подобны двусторонним зеркалам, позволяющим одновременно видеть оппонента, наблюдать за собственным поведением и контролировать намерения оппонента.
Айкидо - это процесс. Предубежденность и стремление к заранее предопределенному результату принижают ценность поступка и самого искусства жить. Результат взаимодействия с противником может быть нейтральным, вдохновляющим или жестоким. Он может вызвать всплеск эмоциональной энергии либо принести умиротворение и покой. Период между началом и концом и есть жизнь с ее впечатлениями, опытом и уроками. Исток подразумевает возникновение потока, течение которого дарует нам жизненный опыт со всеми его возможностями.
В айкидо существует система проверок, включающая как официальные испытания, проводимые в процессе обучения, так и непосредственный жизненный опыт вне стен тренировочного зала. Во время тренировочных спонтанных схваток (рандори) многократно демонстрируется способность 'сохранять свое лицо', равно как и эмоциональная, духовная и физическая зрелость участников. Иными словами, проверка качеств личности осуществляется ежесекундно и непрерывно, то есть в потоке.
Частью потока, или процесса, наблюдения, эмоционального переживания, обучения и практического опыта, является оценка личных достижений, которые постепенно приближаются к уровню истинной сущности человека. В этом смысле практика боевого искусства с целью самообороны гармонизирует физические, интеллектуальные, эмоциональные и духовные аспекты личности. В результате отношения с другими людьми и с окружающей средой также становятся более гармоничными. Таким образом, изучение боевого искусства является средством постижения нашей истинной природы.
Происходит непрерывное совершенствование личности и ее подсознательных мотивировок. Спиральные циклы постижения повторяются по мере эволюционного развития индивидуума, а сам процесс обучения с каждым новым циклом наполняется новым знанием и мудростью.
Каковы же причины, заставляющие человека продолжать свой поиск или начинать сначала? Почему одни люди значительную часть своей жизни последовательно что-то изучают (например, айкидо), а другие, раз попробовав, останавливаются на достигнутом? В свое время я понял, что лишь пять процентов переступивших порог тренировочного зала продолжают практиковать айкидо в течение длительного периода. Из этих пяти процентов найдутся такие, которые никогда не отступятся от намеченной цели, в то время как остальные будут время от времени прекращать занятия, чтобы впоследствии возобновить их. Каковы же причины, заставляющие последних бросать занятия, а затем, что более важно, вновь и вновь возвращаться в тренировочный зал?
Конечно, не следует отрицать наличия внешних факторов, влияющих на популярность айкидо. Так, желающих записаться в секции по изучению боевого искусства становится значительно больше после выхода очередного кинобоевика, в котором главный персонаж поражает зрителей своим мастерством и техникой. Мысленное отождествление себя с киногероем нередко подталкивает зрителей к тому, чтобы отправиться в ближайший додзё в расчете на то, что тренировки сделают их такими же неотразимыми и привлекательными. Сознательное или подсознательное стремление к драматическим эффектам подталкивает человека к изменению собственного образа.
Первые дни и даже годы тренировок обогащают человека новыми навыками по физической самообороне и по мере сдачи формальных экзаменов наполняют его чувством удовлетворения достигнутым. Однако значительный 'отсев' происходит уже в первые дни занятий, так как физическая форма новичков оставляет желать лучшего; их тело и разум недостаточно скоординированы для того, чтобы они почувствовали дух соперничества. Еще одной причиной разочарования на ранних стадиях обучения могут быть завышенные ожидания скорого успеха.
Те же, кто упорными тренировками в течение четырех-пяти лет добился формального успеха и получил черный пояс, должны пересмотреть свой подход к делу и по-новому взглянуть на путь дальнейшего совершенствования. Базовые знания основных приемов боевого искусства еще не означают истинного мастерства. При этом удостоенные черного пояса и хакамы (юбка-штаны) преисполняются чувством собственной значимости, которое нередко бывает обманчиво, ибо внешняя форма не всегда соответствует внутреннему содержанию, а новая экипировка - боевым и духовным качествам.