Признаками дурного глаза могут быть цвет лица (желтоватый, зеленоватый, землистый), острый нос, худоба, неприятный запах тела. Считается, что обладателей дурного глаза может выдать и поведение, и образ жизни. Они, как правило, меланхоличны, в обществе спокойны и молчаливы, живут одиноко, обособленно, говорят сами с собой и при этом жестикулируют.
Вера в то, что у старых и безобразных женщин дурной взгляд, существовала во все времена. Даже сам Пифагор советовал оставаться дома и никуда не ходить, если у дверей встретилась страшная или уродливая старуха. К людям, занимающимся колдовством и способным к сглазу, однозначно причислялись нищие. Очень подробно об этом пишет А.Н.Афанасьев в своей книге "Поэтические воззрения славян на природу": "Недобрыми очами считаются: косые, выглядывающие из-за больших нахмуренных бровей, черные и глаза, чрезмерно выкатившиеся или глубоко впавшие. Косые глаза придают лицу неприятное выражение; старозаветному человеку они напоминали солнечный закат, умаление дневного света, близящееся торжество нечистой силы.
Поэтому слову "прикоc" дается значение сглаза (оприкосить - сглазить, коситься на кого-то - смотреть неприязненно; в заговорах просят защиты от "уроков" и "прикосов")".
В русском простонародье крепко укоренилась вера в дурной глаз. Дурной глаз действует на детей с особой силой, поэтому дети болеют чаще и тяжелее, чем взрослые. Вследствие этого матерям необходимо соблюдать повышенные меры предосторожности. Для защиты детей от дурного глаза существовало незыблемое правило, которое заключалось в следующем: после рождения ребенка мать старалась, по возможности, не показывать ребенка даже ближайшим родственникам в течение 42 дней. Это объясняется тем, что в эти 42 дня образуется эфирное тело ребенка и существует большая подвижность души в это время, в результате чего его можно без труда сглазить, т. е. в этот период времени он наиболее беззащитен и должен находиться только с матерью, по возможности исключая даже взгляда отца. Незримая связь ребенка с матерью продолжает существовать до 13 лет.
Чтобы сберечь от порчи роженицу и младенца, приготавливали воду особым способом. Знахарка брала обязательно речную воду от "уроков", зачерпнутую чистым ведром обязательно против течения. Произнеся Иисусову молитву, знахарка погружала в ведро правую руку, ладонью зачерпывала воду и спускала ее по руке через локоть в приготовленную заранее посуду, нашептывая заговор:
"Вода-водица, светлая криница, дай воды от всякой беды. Умываю я раба Божьего (имя) от уроков, от призеров, от прикосов, от глаза худого, от девки-черноризки, от бабы-самокрутки, мужика-колдуна. На том ключ и замок, а ключ бросай в омут, чтобы там лежал и никто не брал. Моему слову аминь".
Вода зачерпывалась 3 раза по 9 горстей, при этом горсти считались вслух с отрицанием, т. е. с приставкой "не" - не один, не два, не три, ..., не девять. Затем в воду с молитвой опускались три раскаленных докрасна угля. Знахарка правой рукой зачерпывала воду и лила ее через локоть левой руки трижды на крайний камень печи, потом трижды - на любую дверную скобу. Сосуд с водой ставился так, чтобы пролитая вода снова стекала в нее. После этого знахарка ставила роженицу лицом к востоку, а если та не могла стоять, сажала ее на порог лицом к выходу и три раза брызгала ей в лицо набранной в рот заговоренной водой. Оставшаяся заговоренная вода выливалась роженице на голову.