Первый вопрос, который был поставлен во введении - о месте рождения Христа.
На первый взгляд, здесь все ясно - он родился в Вифлееме. Евангелист Матфей пишет, что Иисус родился в Вифлееме Иудейском (Матфей, 2, ст.1). Лука - что Иисус родился в городе Вифлееме (Лука, гл. 2, ст.4-7). Но Марк утверждает, что Иисус "...пришел из Назарета Галилейского" (Марк, гл.1, ст.9). Иоанн же вообще ничего не сообщает о месте рождения Спасителя.
Дальнейшие поиски совсем запутывают вопрос. Во всех Евангелиях неоднократно подчеркивается тот факт, что жители всех мест, где проповедовал Иисус, называли его "Назорей", то есть уроженец города Назарета, или "Галилеянин" - выходец из Галилеи, в которой был расположен город Назарет. Даже Понтий Пилат, который хорошо знал римские законы, по которым человека называли по месту его рождения (ибо место жительства могло неоднократно меняться) был убежден, что Иисус Галилеянин (Лука, гл.23, ст.6-7) из области Иродовой, в которую входил Назарет.
Согласно обычному римскому праву или в целях устрашения над головой распятого прибивали доску с записью имени казненного и его вины. На кресте Христа Понтий Пилат велел начертать "INRJ" - то есть, "Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Иоанн, гл.19, ст.19). Эта надпись миллионы раз тиражировалась христианскими иконописцами и художниками в сцене "Распятия".
Странно, что никто из них не задумался над тем, что слово "Назорей" (уроженец Назарета) противоречит версии о рождении Иисуса в Вифлееме.
Итак - Назарет или Вифлеем? Вопрос остается открытым.
Евангелие от Луки пытается совместить обе версии места рождения Иисуса. Согласно ему, Богоматерь зачала в Назарете, а родила в Вифлееме.
Второй вопрос: когда родился Иисус. Для любого человека ясно, что если с даты его рождения началась Новая христианская эра (наша эра), то Иисус родился в нулевом году. И все же... Никаких точных указаний на дату рождения Иисуса в Евангелиях нет. Имеются два косвенных - это упоминание о событиях, которые произошли в момент рождения Спасителя.
Лука пишет: "В те дни вышло от Кесаря Августа повеление сделать перепись по всей Земле, и пошли все записываться, каждый в свой город. Пришел и Иосиф из Галилеи, из города Назарет в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова" (Лука, гл.2, ст.1-4).
Эти слова из Луки давно привлекали внимание историков. Многие из них вообще отрицают факт имперской переписи "по всей земле", проведенной по указу императора Августа (император с 27 г. до н.э. до 14 г. н.э.) Тем более, что три евангелиста - Матфей, Марк и Иоанн о переписи не упоминают.
В последнее время ученые разошлись во мнениях. Одни по-прежнему отрицают факт проведения переписи. Другие -склоняются к тому, что перепись действительно имела место, но происходила она до "нулевого" года, в 747 г. от основания Рима или в 6-м году до н.э. (По крайней мере, так утверждает Британская энциклопедия, которая знает все!)
Исследователи вопроса решительно не согласны с утверждением евангелиста Луки, что для прохождения переписи всем было необходимо отмечаться по месту рождения. Так как перепись охватила всю империю, то проводить ее должны были по римским законам, по которым человек записывался по месту жительства. Невозможно представить, какую чудовищную волну перемещений мог вызвать указ императора в его изложении евангелистом Лукой. Кроме того, Лука пишет, что Иосиф был из "дома и рода Давидова", что вовсе не означает место рождения его в Вифлееме.
С приездом Иосифа с Марией в Вифлеем связан чрезвычайно популярный в католическом мире сюжет евангелиста Луки о рождении Иисуса ы яслях (в сарае, где рождаются ягнята). "И родила сына своего первенца и положила его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лука, гл.2, ст.7). (Звучит-то как современно! - Б.С.)
Вступая в противоречие с Лукой, евангелист Матфей пишет, что Мария со своим первенцем находилась в доме (Матфей, гл.2, стих.11).
Исключают друг друга и сведения Матфея и Луки о том, кто пришел приветствовать новорожденного Спасителя: Матфей сообщает, что "Волхвы... вошли в дом, увидели младенца с Марией, матерью его, и падши, преклонились ему, и открыли сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну" (Матфей, 2, 1-11). Совсем по другому описывает этот сюжет евангелист Лука - пастухи, содержавшие ночную стражу у стада своего, узнали от Ангела о рождении Спасителя. "И поспешив, пришли они и нашли Марию и Иосифа и младенца, лежавшего в яслях" (Лука, гл.2, ст.8-16). Ни о волхвах, ни о дорогих дарах нет ни слова.
Если, по словам евангелиста Луки, пастухам о рождении Спасителя сообщил Ангел, то Матфей пишет, что волхвам место и дату рождения Спасителя показала звезда. Эта звезда прочно вошла во всю религиозную литературу и народные праздники. Она получила название "Вифлеемской" и стала одним из символов христианства. "Вифлеемская звезда" может служить еще одним косвенным указателем на дату рождения Иисуса. Хотя о звезде не сообщают ни Марк, ни Лука, ни Иоанн, трудно сомневаться в том, что жители Иерусалима видели в то время какое-то яркое небесное явление.