По-видимому, семейные проблемы Иосифа вышли за ворота его дома. Об этом свидетельствует текст "Первоевангелия", которое приписывается сводному брату Иисуса, сыну Иосифа от первого брака с Соломией - Иакову (Якову).
Евангелие от Иакова считается старейшим среди других Евангелий и датируется серединой первого в. н.э. Христианская церковь на Никейском соборе 325 года не включила его в канон, но часто использовала его. В древности оно было весьма распространено на Руси и оказало большое влияние на церковную живопись.
Евангелие от Иакова знал игумен Даниил (XII в.). Отрывки из него вошли в состав Четьих-Миней митрополита Макария XVI в.). Самые поздние сохранившиеся списки Евангелия от Иакова датируются XV в.
В этом Евангелии, которое никто не может обвинить в атеистической пропаганде, сохранился рассказ, видимо, бытовавший в Иерусалиме в I в. н.э.
В нем говорится, что после ночного видения Иосиф не успокоился. Слух о конфликте в его семье дошел до первосвященников Иерусалима, которые вызвали к себе семью Иосифа. Они предложили устроить мужу и жене "испытание водой", но "греха на них не оказалось".
Сюжет лег в основу апокрифов, бытовавших в Московской Руси и доживших до XIX в. Он же явился основой композиции вполне ортодоксальных икон, посвященных "Рождеству Христову".
На многих русских средневековых иконах этого цикла встречаются композиции, включающие изображение старца в звериной шкуре, который опирается на сломанный посох. Он говорит Иосифу что-то очень неприятное. Иосиф энергичным жестом рук отстраняется от него...
Автору данной статьи еще в 1981 году удалось доказать, что старец, имя которому "Анень", есть воплощение слухов, циркулировавших тогда вокруг рождения Иисуса. Филологи такие имена называют функциональными анонимами (вроде "капитана Немо" в романе Жюля Верна "20 000 лье под водой") от латинского - "никто".
Смысл этой фигуры таков: какой-то сплетник сказал Иосифу о слухах, циркулирующих в еврейской среде, о связях его жены. Естественно, Иосиф пытался прогнать незванного гостя. Иконописец знал, что "Анень" говорил Иосифу, но знал так же и то, что тот говорил неправду (старец в звериной шкуре опирается на сломанный посох, то есть на кривду).
И все же прагматически мыслящим людям конца XX века трудно поверить в то, что Иисус родился от Святого духа. В Евангелиях имеются многочисленные указания на то, что и сам Иисус не до конца верил в эту легенду.
Из Святого писания следует, что все люди - "Сыновья Божьи". В устах Иисуса это высокое понятие означает духовное, а не физическое родство с Божеством. Во всех ситуациях Иисус подчеркивал, что он - "сын человеческий".
По меньшей мере странно, что евангелисты, знавшие всю родословную Иосифа почти за 840 лет, не знали или не хотели знать, кто же был настоящим отцом Иисуса!
Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, придется в первый раз в контексте данной статьи, привлечь другие тексты, а не только Святого писания.