О картине Малевича 'Черный квадрат' говорили раньше и говорят сегодня. И не только для того, чтобы набить цену. До сих пор никто не знает, что означает этот квадрат, и что хотел им выразить Малевич. Одно можно сказать - художником при написании картины руководил отнюдь не Бог. 'Черный квадрат' - это 'черная дыра' в живописи, всасывающая положительную, а выбрасывающая отрицательную энергетику, которая не только поражает психику зрителя, но иногда и убивав г. Однако дискуссии вокруг 'Черного квадрата' не затихают.
Художник Жилинский так отзывался о картине Малевича: "С точки зрения профессионального понимания, работы с цветом 'Черный квадрат' - картина. Ее историческая ценность в том, что художник показал как бы первооснову языка искусства, чистую древнюю форму. Это тупиковое открытие. Дальше которого хода нет. Все, что создается после Малевича в этом направлении, теряет значение новаторства, уже не имеет смысла. Тот же пример с Гагариным. Он - первый. Этим все сказано'.
Александр Бенуа, проповедовавший свободу творчества, космополит по убеждению, вдруг резко выступил против космополитизма Малевича, назвав его "Черный квадрат" той иконой, которую предлагают взамен Мадонны.
Малевич проснулся знаменитым в 1915 году, когда выставил на выставке '0.10' последнюю картину 'черно-белой магии' - 'Черный квадрат' - последнюю картину в мире, как он сам ее назвал. На этом искусство закончилось.
Умер Малевич в 1935 году от рака. Когда гроб везли на грузовике в народе говорили: наверное, иностранец. Слишком вычурно и непонятно. Урну с прахом установили в чистом поле около дачи в Немчиновке. На могиле - поставили куб с черным квадратом. Прорывы во Вселенную закончились растворением в ней:
'Я прорвал синий абажур цветных ограничении, вышел в белое: за мной, товарищи авиаторы, плывите в бездну...'
А вот, описание погружения в картину 'Сантана' кисти великого Рериха: 'Я врезаюсь в пространство картины с затаенным страхом... Сила воздействия ассоциируется Апокалипсисом... Но, несмотря на это, чувствуя вокруг себя много воздуха, слышу, как ревет ветер, слышу движение гор. Весь окружающий мир живой и в движении. Живы горы, земля, небо. Может, и не Земля вовсе. В этой картине - дыхание Космоса. Идет процесс сотворения чего-то глобального. Может быть, самого мира. Мое 'Я' торжествует, радость и вдохновение разлиты по вращающимся горам... Увы, меня вернули на землю". Впечатляет, не правда ли?
Николай Рерих - 'величайший интуитивист эпохи', создал ряд творческих полотен перед страшной войной 1914 года: это пророческие полотна - 'Ангел последний', 'Три короны' (три короля скрестили мечи, над их головами взлетели короны, готовые улететь - русская, немецкая и астро-венгерская), 'Крик змия' (красное чудовище, дракон, жаждущий 'гавваха' кричит из ущелья гор), 'Град обреченный'' (вокруг города обвился жуткий змий), 'Явление срока'. Эта картина является продолжением 'Сна Востока'. Здесь уже Владыка пустыни пробудился. Надо обратить особое внимание на то, что голова его обнаруживает подозрительное сходство с чертами Ленина. Эта картина - символ. Ленин явился исполнить волю сроков. Поэтому 1917 год - далеко не случайный и в нашей, и в мировой истории. Это год кармических расчетов России за ее тысячелетние ошибки, за гнусность самодержавия, уничтожение народа.
Николай Рерих писал: ''Страдание есть главный учитель человечества...'
Чему тут удивляться? Миром правит Князь Тьмы. Идет постоянная борьба "черного" и "белого". И художественные полотна - отраженно нашей действительности. Они несут положительную и отрицательную ауру. 'Мы - то, что мы думаем, - говорится в 'Джаммападе'.
- Все, что мы есть, возникает с нашими мыслями. Своими мыслями мы создаем мир, в котором живем. Говори или действуй с нечистым умом, и неприятности будут преследовать тебя, как колесо вола, тянущего повозку.
Мы - то, что думаем. Говори или действуй с чистым умом, и счастье последует за тобой несокрушимое, как твоя тень...'
Владимир Безус