Ньяя-вайшешики выдвинули реалистическую теорию всеобщего. Они считают, что общие категории суть вечные сущности, отличающиеся от индивидуальных предметов, но вместе с тем пребывающие в них.
Всеобщее присугствует во всех представителях данного класса. На основе всеобщего образуется понимание тождественности всех членов данного класса. Это возможно потому, что в различных единичных предметах имеется одна общая сущность, которая позволяет подвести их под один класс и мыслить как существенно тождественные. Таким образом, саманья (всеобщее) есть реальная сущность, соответствующая общей идее, или понятию класса.
Некоторые современные реалисты также считают, что всеобщее-это вечная, вневременная сущность, в которой могут существовать многие индивидуальности. Современные реалисты, далее, согласны с наяйиками в том, что всеобщности не входят в категорию существования. Они не существуют во времени и пространстве, но пребывают в субстанции, в ее качествах и действиях. Не может быть всеобщего в другом всеобщем потому, что для одного класса есть только одно всеобщее Если бы к одному и тому же классу предметов относилось два или более всеобщих понятия, то они обнаружили бы свои противоположные и даже противоречивые основы, и мы не могли бы классифицировать эти предметы. Тогда одни и те же единичные предметы одновременно являлись бы и людьми и коровами.
По своему объему общие понятия могут делиться на пара (самые высшие и всеобъемлющие), апара (самые низшие), и парапара (промежуточные) 2. 'Бытие' представляет собой наиболее общую категорию, самое высокое всеобщее, поскольку все другие категории подводятся под это понятие. 'Кувшинное' как всеобщее, присутствующее во всех кувшинах, есть апара, или самое низкое всеобщее, поскольку у него самый ограниченный и наиболее узкий объем. Субстанциональность, или вещественность, есть парапара, то есть промежуточное между самым высоким и самым низким. Оно есть пара, или более широкое в отношении к таким субстанциям, как земля, вода и т. п., и апара, или более узкое, в отношении к всеобщности 'бытия', которое принадлежит субстанции, качеству и действию.
5. Особенность
Особенность (вишеша) является прямой противоположностью категории всеобщего. Под особенностью следует понимать нечто свойственное только данной субстанции, которая не имеет частей и является поэтому вечной. Таковы, например, субстанции: пространство, время, эфир, умы, души, а также атомы земли, воды, света и воздуха. Как можно различить один ум от другого или одну душу от другой? Каким образом один атом воды отличается от другого атома воды? Мы знаем, что они отличаются, но это различие нельзя объяснить разницей составляющих их частей, так как они вообще не имеют частей. В то же время они схожи в других отношениях. Следовательно, мы должны признать некоторую особенность или нечто присущее только данной субстанции, благодаря чему они отличаются друг от друга. Категория вишеша и обозначает этот особенный характер субстанций, которые иначе были бы неразличимыми.
Так как особенности присущи вечным субстанциям, они сами являются вечными. Не следует думать, что вишеша имеет отношение к таким обыденным вещам, как горшки, стулья и столы. Вишеша не относится к тому, что состоит из частей. Сложные, то есть состоящие из частей, вещи легко отличаются друг от друга ввиду различия составляющих их частей. Поэтому для объяснения их различий не требуется категории, подобной вишеше. Лишь тогда, когда мы имеем дело с конечными различиями не имеющих частей вечных субстанций, мы должны признать существование некоторых первоначальных или непроизводных особенностей, называемых вишешей. Существует бесчисленное множество особенностей, поскольку бесчисленны единичные предметы, в которых они пребывают. Если единичные предметы различаются по присущим им особенностям, то последние отличаются друг от друга сами по себе. Поэтому особенностями служат столь многие конечные категории в анализе и объяснении различий вещей. Особенности сами по себе не могут быть восприняты: они, как и атомы, являются сверхчувственными сущностями.
6. Нераздельность
Философы ньяя-вайшешики рассматривают два главных вида связи вещей - санйога (соединение) и самавая (присущность). Соединение - это временная, невечная связь двух вещей, которые могут существовать и обычно существуют самостоятельно. Например, два шара, движущиеся навстречу друг другу, сталкиваются в определенном месте; связь, устанавливающаяся при этом между ними, является отношением соединения. Это временный контакт двух субстанций, которые могут быть снова разъединены и продолжать свое самостоятельное существование. Поскольку существует отношение соединения, оно существует как качество ограниченных вещей, связанных данным отношением. Но оно не затрагивает существования этих вещей. Соединение или разъединение шаров никак не сказывается на их бытии. Таким образом, соединение есть невечная связь двух вещей, существующая как случайное качество двух субстанций, связанных данным отношением.
В отличие от соединения самавая, имеется постоянная, вечная связь двух сущностей, одна из которых пребывает в другой. Так целое пребывает в своих частях, качество или действие - б субстанции, всеобщее-в единичном, особенность - в некоторой простой вечной субстанции. Так, например, мы говорим, что ткань как целое пребывает в пряже, красный цвет как качество пребывает в розе, движение как действие принадлежит движущемуся шару, человеческое как всеобщее относится к каждому отдельному человеку, особенность, отличительный характер одного ума или души присущи этому уму или душе.
Соединение - это временная связь двух вещей, которые могут существовать самостоятельно; оно возникает благодаря действию либо одной, либо обеих соединяющихся вещей: например, связь человека со стулом, на котором он сидит некоторое время. Части же всегда содержатся в целом, качество или действие всегда относится к некоторой субстанции и т. п. До тех пор, пока некоторое целое (скажем, кувшин) существует как таковое, оно должно пребывать в частях его. Точно так же и качество (или действие) должно принадлежать данной субстанции до тех пор, пока оно существует. Таким образом, мы видим, что отношение целого к своим частям, любого качества или действия - к своей субстанции, общего - к единичному, особенности - к вечным субстанциям и т. д. не производится какой-либо внешней причиной. Поэтому говорят, что эти сущности неразрывно связаны Самавая и есть эта вечная связь двух любых сущностей, одна из которых не может существовать без другой. Ограниченные вещи, связанные самавайей, не могут заменять друг друга, как сущности, связанные санйогой. Если рука находится в контакте с пером, то перо тоже должно быть в контакте с рукой; но хотя качество и пребывает в субстанции, субстанция не пребывает в качестве.