Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Непознанное:Животные "Братья наши..." меньшие или всё-таки старшие?

Парапсихология:Легенда о Киевском колдуне Волге и татарском хане Воинственный Волга Всеславич - Киевский колдун. По преданиям обладал умением изменять свой облик. Говорят его мать была киевской княжной, а отец - змеем

Непознанное:Люди - светляки В 60-х годах житель Читы Валерий Сухарев с братом промышляли охотой и все зимние месяцы проводили в тайге. Однажды вечером к ним в зимовье постучал незнакомый охотник. Братья решили, что ему нездоровится - гость вздрагивал во сне, что-то бормотал, лицо было в каких-то бурых пятнах...

Философия:Аксаков Константин Сергеевич (1817 - 1860) Аксаков Константин Сергеевич- философ-славянофил, историк, литератор, поэт. С 1832 по 1835 учился на филологическом факультете Московского университета. Входил в кружок Н.В. Станкевича. Аксаков считал, что русский народ выше всех других народов именно потому, что в нем больше всего развиты общечеловеческие принципы и "дух христианской гуманности". Западные народы страдают национальной исключительностью или ее противоположностью - космополитизмом, т.е. отрицанием национального принципа; и то и другое ошибочно.

Философия:Вышеславцев Борис Петрович (1877 - 1954) Вышеславцев Борис Петрович- философ и богослов. Окончил юридический факультет Московского университета.Разрабатывал проблематику "философии сердца", антропологии, теории культуры. Его книга -"Сердце в христианской и индийской мистике" /1929/ - первая систематизирующая работа по православному пониманию проблемы.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / История философии / Древний Восток / Индия / Философия вайшешики / 


Философия вайшешики


7. Небытие
До сих пор мы имели дело с шестью положительными категориями. Теперь мы переходим к рассмотрению отрицательной категории - абхавы (небытия). Эта категория не входит ни в одну из шести категорий. Реальность небытия несомненна. Смотря на небо ночью, вы столь же уверены в несуществовании там солнца, как и в существовании луны и звезд. На этом основании седьмой категорией реальности вайшешики считают небытие. Правда, при перечислении основных объектов познания Канада не выделяет абхаву как отдельную категорию. Поэтому некоторые думают, что Канада признавал только шесть категорий. Но ввиду того, что небытие как возможный объект познания рассматривается в других частях 'Вайшешика-сутры, и того, что более поздние комментаторы признают самостоятельность этой категории,-мы должны рассмотреть ее как таковую. Абхава делится на: сансарг-абхаву и аньйонья-абхаву. Сансара-абхава означает отсутствие чего-либо в чем-то другом, а аньйонья-абхава означает то, что одна вещь не является другой вещью. Сансарг-абхава, в свою очередь, делится на праг-абхаву, дхванса-абхаву и атьянта-абхаву. Все разновидности сансарг-абхавы в общей форме могут быть выражены в суждении 'S есть не в Р', а аньйонья-абхава - в суждении 'S не есть Р'. Праг-абхава (предшествующее небытие) есть несуществование вещи до ее возникновения. Когда говорят: 'Дом будет построен из кирпичей',- то это означает небытие дома в кирпичах, из которых он будет выстроен. Подобное небытие дома до того, как его построят, и называется праг-абхавой. Оно означает отсутствие тесной связи между кирпичами, благодаря которой и может существовать дом. Дом никогда не существовал до его постройки, так что его прежнее небытие не имеет начала. Когда, однако, он построен, предыдущее небытие дома прекращается. Отсюда следует, что праг-абхава не должна иметь начала, но имеет конец.

Дхванса-абхава - небытие вещи в результате 'Дх ее разрушения после того, как она создана.

Сделанный гончаром кувшин, может быть затем разбит. Когда кувшин разбит на куски, мы имеем его небытие в этих осколках. Это небытие прежде существовавшей вещи в результате ее разрушения называется дхванса-абхава. Оно должно иметь начало, но не имеет конца. Небытие кувшина начинается с его разрушения, но оно отнюдь не может быть закончено, так как этот кувшин не может вновь обрести свой прежний вид и существовать как кувшин.

Мы уже видели, что по отношению к положительным сущностям общим правилом будет: все, что произведено, должно быть разрушено, по отношению же к отрицательным - произведенное не может быть разрушено. Небытие кувшина получилось в разультате его разрушения, и это небытие само по себе не может быть разрушено. Чтобы положить конец небытию кувшина, мы должны восстановить бытие того же самого ку вшина, а это невозможно.

Атьянта-абхава, то есть абсолютное небытие, есть отсутствие связи между двумя вещами в течение всего времени их существования - прошлого, настоящего и будущего (например, отсуг-ствие цвета у воздуха).Таким образом, оно отлично как от праг-абхавы, так и дхванса-абхавы. Если праг-абхава есть небытие вещи до ее возникновения или выделки, дхванса-абхава - небытие вещи после ее разрушения, то атьянта-аб-хава обозначает небытие вещи в течение всего времени. Оно не является ни субъектом происхождения, ни субъектом исчезновения, то есть не имеет ни начала, ни конца.

Если сансара-абхава есть отсутствие связи между двумя вещами,то аньйонья-абхава обусловливает отличие одной вещи от другой. Когда одна вещь отлична от другой, они взаимно исключают друг друга, то есть одна не может оказаться другой. Стол отличается от стула. Это означает, что стол не существует как стул, или, проще говоря, стол - это не стул. Аньйонья-абхава есть небытие одной вещи как другой, отличной от нее вещи. Таким образом, сансарг-абхава есть отсутствие связи (сансарга) между двумя сущностями, а их противоположность есть в то же время то, что их связывает. Аньйонья-абхава же означает отсутствие одной вещи как другой, и их противоположность обращается в тождественность, схожесть.

Возьмем следующие примеры: 'у зайца нет рогов', 'воздух не имеет цвета'. Эти предложения выражают отсутствие связи между зайцем и рогами, цветом и воздухом. Противоположностью этих предложений будут предложения: 'у зайца есть рога', 'воздух имеет цвет'. В предложениях 'корова - не лошадь', 'кувшин - не ткань' выражено различие между коровой и лошадью, кувшином и тканью. Противоположностью этих двух предложений будут предложения: 'корова есть лошадь', 'кувшин есть ткань'. Таким образом, мы можем сказать, что сансарг-абхава есчь относительное небытие в смысле отрицания связи или отношения между любыми двумя объектами, тогда как аньйонья-абхава есть взаимное небытие, то есть различие в смысле отрицания тождества между двумя объектами. Подобно атьянта-абхаве или абсолютному небытию, аньйонья-абхава (взаимное небытие) не имеет начала и конца, то есть оно вечно.

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Рейтинг : 13231     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь