Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Зимородок

Философия:Философия Серена Кьеркегора Философия С.Кьеркегора занимает особое место среди философских концепций XIX века потому, что Кьеркегор впервые откровенно выступил против рационалистической системы Гегеля

Парапсихология:Дракон Дракон - один из самых сложных у широко трактуемых символов; на Западе является главным образом разрушительной силой, злом

Непознанное:Хроника необъяснимого ...Неужели человечество на Земле столь зыбко колышется на весах злых или добрых помыслов? Неужели не существует какого-либо всепланетарного механизма, дающего гарантию продолжения жизни на Земле после глобальных катастроф? Неужели духовные и материальные ценности земных цивилизаций безвозвратно утрачиваются после их гибели?

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / История философии / Древний Восток / Индия / Философия вайшешики / 


Философия вайшешики

Созданный мир продолжает свое существова-е ние в течение многих лет. Но он не может существовать вечно. Подобно тому как после тягот и забот дневных трудов бог дает нам возможность отдохнуть ночью, так после несчастий и страданий, много раз испытанных душами в созданном им мире, бог предусматривает освобождение от страданий всех существ, живших некоторое время. Это осуществляется богом посредством разрушения мира. Так период созидания сменяется состоянием разрушения.

Периоды созидания и разрушения составляют полный, вечно повторяющийся цикл. Теория таких циклов принята большинством ортодоксальных систем индийской философии. То, что мир, в котором мы живем, невечен и что через некоторое отдаленное время он будет разрушен, подкрепляется аргументом по аналогии. Подобно тому как земные субстанции (например, кувшины) разрушимы, так и горы, состоящие из земли, должны подвергнуться разрушению. Озера и водоемы высыхают. Моря и океаны, являясь только чрезвычайно большими резервуарами воды, должны высохнуть. Огонь лампы гаснет. Солнце, являясь лишь великолепной сферой света, через некоторое отдаленное время тоже должно погаснуть.

Процесс мирового распада представляет собой следующее. Когда с течением времени Брахма (мировая душа), как и другие души, покидает свое тело, у Махешвары - верховного повелителя - появляется желание разрушить мир. Вместе с тем созидательная адришта - то есть невидимое моральное начало живых существ, противодействующее разрушительной адриште, - прекращает свою деятельность в пределах активной, поддающейся восприятию жизни. Когда в душах начинает действовать разрушительная адришта, она порождает движение атомов, составляющих их тело и чувства. Благодаря этому движению происходит разъединение атомов и следующий за этим распад тела и чувств. После разрушения тела и его чувств остаются только изолированные атомы.

Точно так же возникает движение в атомах, из которых образуется элемент земли и его последующее разрушение из-за их разъединения. Таким образом происходит последовательное разрушение физических элементов земли, воды, света и воздуха. Так распадаются и разрушаются все физические элементы, а также все тела и чувства. После этого остаются лишь четыре изолированных друг от друга вида атомов (земля, вода, свет и воздух) и вечные субстанции: акаша, время, пространство, ум и души с накопленными в них достоинствами, недостатками и прошлыми впечатлениями. Следует отметить, что если при разрушении вначале разрушаются соединения атомов земли, а затем последовательно - соединения атомов воды, света и воздуха, при созидании вначале соединяются атомы воздуха, а далее - воды, земли и света.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подобно наяйикам, вайшешики рассматривают все многообразие вещей как комбинацию материальных атомов различных видов и качеств. Но они считают, что создание вселенной не зависит от комбинации вечных атомов в вечно существующих времени и пространстве, а имеет отношение к моральной жизни индивидуальных я. Вселенная создается и разрушается богом в соответствии с моральными достоинствами индивидуальных душ, для надлежащего осуществления их судьбы. Но такое реалистическое понимание души и явно деистическая концепция бога не преодолевают трудностей теории ньяйи и является столь же неудовлетворительной, как и последняя. Вайшешики считают душу самостоятельной субстанцией, а сознание - ее случайным свойством. Можно согласиться с тем, что ум, то есть эмпирическое сознание, не есть реальное я и что оно отлично от ума. Но невозможно объяснить эмпирическое сознание, не признав, что реальное, или ноуменальное, я представляет собой сознательную и разумную реальность. Поэтому учение вайше-шиков о боге как существе трансцендентном и обособленном от человека и вселенной не является благотворным для глубоко религиозного взгляда на жизнь и подлинно религиозного сознания единения с богом.

Особым вкладом вайшешиков в философию является классификация субстанций и атомистическая космология. Вайшешики признают различие между положительными и отрицательными факторами и считают, что как те, так и другие должны быть реальными и объективными. Далее, положительные факторы они делят на те, которые существуют во времени и пространстве, и те, которые не существуют в них. Субстанция, качество и действие - это положительные, существующие во времени и в пространстве субстанции. Всеобщее, особенное и присущее являются положительными факторами, не существующими, однако, в качестве отдельных вещей, качеств, или физического движения во времени и пространстве. Но такое разделение всего реально существующего на семь классов, а последних - на многие подгруппы является более здравым и скорее эмпирическим взглядом на вещи, чем чисто философская классификация реальностей. С философской точки зрения, более основательным различием было бы различие между душой и не-душой (как в философии джайнизма) или духом и материей (как в философии санкхьи).

Атомистическая теория вайшешиков представляет собой дальнейшую разработку обычного в индийской философии понимания мира как составленного из физических элементов: земли, воды, воздуха и огня. Она представляет собой также дальнейшее развитие материалистической теории о том, что все вещи, включая жизнь, ум и сознание, являются трансформациями и механическими продуктами материальных атомов. В философии вайшешики гармонично сочетается атомистическая теория с моральным и спиритуалистическим взглядом на жизнь, а также с теистической верой в бога как творца и морального руководителя вселенной. Однако теизм в системе вайшешики не проведен настолько последовательно, чтобы сделать бога творцом не только устройства (order) природы, но также и ее составных частей - атомов, умов и душ, для того чтобы узреть бога в сердце всей реальности

<<<Назад
Cтраницы :  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Рейтинг : 13229     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь