Первое правило йоги состоит:
а) в ахимсе - воздержании от нанесения какого бы то ни было вреда любому виду жизни,
б) в сатье- правдивости в мыслях и словах,
в) в астейе- заповеди 'не укради',
г) в брахмачарье- контроле над чувственными желаниями и страстями и, наконец,
д) в апариграхе, то есть в нестяжательстве, отклонении даров.
Хотя эти виды практического поведения, повидимому, должны быть настолько хорошо известны, что не требуют детальных разъяснений, тем не менее в йоге они объясняются во всех подробностях, причем подчеркивается необходимость строгого соблюдения всех ее предписаний, вплоть до самых мелочей. Причина этого очевидна. То, что здоровый ум пребывает в здоровом теле и что ни ум, ни тело не могут быть здоровыми у человека, который не контролирует своих страстей и сексуальных импульсов,- это психологический закон. Человек не может сосредоточить своего внимания ни на одном объекте, когда он отвлекается на злонамеренные, преступные и другие порочные дела. Это объясняет необходимость полного воздержания йогина от всяких порочных поступков и стремлений, если он собирается в состоянии сосредоточения познать .
Второе средство достижения освобождения - это нияма - культура. Суть ее заключается в развитии следующих положительных навыков, или привычек:
а) шауча, то есть поддержание чистоты тела и принятие чистой пищи (так называемое бихья - внешнее очищение), а также очищение ума посредством воспитания хороших эмоций и чувств (таких, как дружелюбие, доброжелательность, бодрость) ради того, чтобы сделать добро другим людям, невзирая па их пороки (это называется 'абхьянтара', то есть внутреннее очищение);
б) сантота - привычка довольствоваться тем, что приходит само собой без излишних усилий;
в) тапас - умерщвление плоти, которое состоит в привычке переносить холод, жару и т. п. и соблюдении аскетических обетов;
г) сва-дхьял - привычка к регулярному чтению религиозных книг и, наконец,
д) Йшварапранид-хана - размышление о боге и смирение перед ним.
Асана - это дисциплина тела, которая состоит в умении занимать прочные и удобные положения. Имеются различные виды асаны-падмасана, вирасана, бхадрасана и т. д. Их можно изучить надлежащим образом только под руко-водслвом специалистов. Дисциплина тела столь же необходима для достижения сосредоточения, как и дисциплина ума. Если тело не свободно от болезней и других вредных влияний, то достигнуть сосредоточения очень трудно. Исходя из этого йога устанавливает детально разработанные правила для поддержания здоровья тела и подготовки его в качестве вместилища для сосредоточенной мысли. Система йоги предписывает ряд правил для сохранения жизненной энергии, укрепления и очищения тела и ума. Асаны - положения тела, рекомендованные в системе йоги,-являются эффективными методами, с помощью которых тело может быть частично предохранено от болезней и все члены его, в особенности нервная система, могут должным образом контролироваться, что предотвратит и нарушения деятельности ума.
Пранаяма состоит в глубоком вдыхании, задержании дыхания и выдыхании в течение определенного промежутка времени. Детали этого процесса должны быть изучены у специалиста. Дыхательные упражнения полезны для укрепления сердца и улучшения его деятельности, что признается врачами (пациентам со слабым сердцем они в определенных случаях рекомендуют прогулки, восхождения и т. п.). Йога идет дальше и предписывает контроль дыхания для сосредоточения ума, потому что это способствует устойчивости тела и души. До тех пор пока продолжается дыхание, ум также испытывает колебания и замечает вдыхание и выдыхание воздуха. Когда же дыхание приостанавливается, ум приходиг в состояние ничем не нарушимого сосредоточения. С помощью упражнения в контроле за дыханием можно приостанавливать дыхание на долгое время и тем самым продлить состояние сосредоточения.