Сама идея представить историю в виде последовательных стадий развития
уходит корнями в средневековье. Едва ли не первым, кто осмысливал ее и
выразил в концептуальном виде, был Августин Аврелий (354-439 гг.н.э.),
один из основателей христианского богословия. В его "Граде Божьем" мы
можем прочесть о том, что человечество проходит в своем развитии ряд
стадий - они даны в привязке к библейским событиям, которые взяты за
отправные точки развития. Августин соотносит эти этапы с периодами
развития человека от его младенчества и до старости. Там же мы можем найти
интересные размышления автора о времени.
Время возникает из вечности вместе с актом божественного творения и дальше
как бы распадается на три времени, а имено - прошлое, настоящее и будущее.
Прошлое - это память, будущее - надежда; реально же только настоящее. Это
значит, что история переживается человеком как актуальное бытие, из
которого он с необходимостью мысленно переносится то в прошлое, то в
будущее -. И важно заметить, что история у Августина завершается
окончательным отделением праведников от грешников, торжеством Града
Божьего (Церкви, ее идеалов), иначе говоря, она имеет эсхатологический
характер (от греч. eshaton - последний и logos - слово, знание), т.е. она
неизбежно заканчивается. Время имело начало, имеет оно и конец.
Пскольку в итоге происходит победа добра над злом, можно сказать, что сама
история и прогресс имеют исключительно моральный смысл, выраженный в
христианско-теологической форме.
Идея восходящего развития человечества получила распространение в Европе в
XVIII ст., т.е. в эпоху Просвещения. Тогда, в век разума, многие связывали
прогресс с развитием и распространением в обществе научных знаний, идей
атеизма и нравственности; будущее виделось не иначе ак спрраведливым
сообществом свободных, равных и просвещенных людей. Об этом писали Гердер,
Кондорсэ, Тюрго и др. Они придерживались той логики исторического
процесса, согласно которой человечество восходило по ступеням прогресса,
начиная с перввобытного состояния, и нередко увязывали прогресс с
глобальной эволюцией Вселенной. История объяснялась исключительно
естественными причинами, религиозные ее трактоови практически были
отброшены. С просветительской тенденцией соглашался и И. Кант (1724-1804).
Его трактат "К вечному миру" представляет собой классическое видение
будущего миропорядка с позиций цивилизованного права, человечной морали и
здравого смысла.
В наиболее обобщенном виде идея стадийного развития всемирной истории
разработана в философской системе Гегеля (1770-1831). Сущностью мировой
истории Гегель назвал развитие мирового духа (сверхчеловеческого разума);
оно происходит "во времени и в наличном бытии". В процесс развертывания
единого мирового духа включены духи отдельных народов, в итоге мы имеем
мировую историю. Она виделась Гегелю как "прогресс в сознании свободы". Из
этого можно заключить, что Гегель мистифицировал историю, но на этом фоне
он раскрыл очень важную для людей проблему - проблему их духовного
раскрепощения, обретения ими свободы и осознания этого факта.
Вместе с тем особо важно подчеркнуть то, что у Гегеля история
осуществляется по необходимости, т.е. она подчинена единому закону. В
соответствии с этими началами Гегель представил всемирную историю в виде
последовательно чередующихся стадий прогресса; выразив это такой формулой:
в восточном мире (т.е. мире древнего востока) свободен один (деспот); в
греко-римском мире свободны некоторые (в рабовладельческом обществе есть
свободные граждане, но есть и рабы); в германском мире свободны все.
Германский мир есть вершина развития всемирной истории, ибо, как считал
Гегель, здесь счастливо совпали идеи Реформации и Французской революции
(фактически безтаковой как факта для Германии). Вершиной же политического
развития Гегель видел прусскую монархию. Другие народы, по мнению Гегеля,
находятся на низших ступенях развития, как бы в стороне от исторической
магистрали, хотя, возможно, в будущем они смогут занять более весомое
место в истории.
С середины XIX ст. широкую известность в силу ряда причин приобрела
концепция стадийного развития истории, которую разработали основоположники
теории коммунизма К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) и
названная ими историческим материализмом. Они восприняли общие идеи
гегелевской философии - о закономерном характере всемирной истории, о
стадиях ее развития, о прогрессе как обретении человечеством свободы и
некоторых других, - но придали им новое толкование, прямо противоположное
гегелевскому. Если у Гегеля в основе всемирной истории лежал мировой дух,
то классики марксизма отвергли это мистическое начало и утвердили на его
месте другое. Они исходили из естественных факторов истории, таких как
потребности людей, вытекающие из их практической деятельности, рост
народонаселения и развитие производства материальных благ, но все это, по
их мнению, подготовило главное, а именно: социальную дифференциацию
общества внутри себя, его раскол на антагонистические классы, и
предопределило главную, так называемую движущую силу истории - классовую
борьбу.
Согласно марксизму, именно благодаря классовой борьбе (в конечном итоге)
происходят прогрессивные сдвиги в развитии производительных сил общества,
соответствующие им "подвижки" в характере и содержании производственных
отношений. История человечества приобретает в таком случае характер
необратимого процесса, совершающегося от низших форм к высшей форме через
ряд промежуточных ступеней - стадий. Для концептуального описания этого
процесса было введено понятие "общественно-экономическая формация",
которое охватывало общество в целом, находящееся на определенной ступени
развития всемирной истории. Ядром такой формации, по Марксу, является
"способ материального производства", т.е. единство двух составляющих -
производительных сил (люди, машины, орудия труда, материалы) и
производственных отношений (главным образом тех социальных отношений,
которые складываются между людьми в процессе производства и распределения
материальных благ). Способ производства определял в конечном счете
характер и содержание социальной структуры общества (классы, социальные
группы), его политические формы, его сознание во всей совокупности видов
(политическое, правовое, моральное, эстетическое и т.д.), культурные
явления и процессы.
В соответствии с этим всемирная история представлялась как процесс
чередования (смены во времени) ряда общественно-экономических формаций, а
именно - начиная с первобытной, через рабовладельческую, феодальную,
капиталистическую к высшей фазе - коммунизму. В коммунизме, по словам К.
Маркса, заканчивается "предыстория" и начинается "подлинная история".
Здесь уместно вспомнить идею Августина Аврелия о "конце истории", видимо
она - идея - сохранена в марксизме, но ей придано иное (с формальной точки
зрения) толкование.