English      Сделать стартовой Сделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Заговор на брак с девицей

Парапсихология:Повышенная кислотность (вялотекущий гастрит)

Философия:Конфуцианство Конфуций открывает собою эпоху непревзойденного расцвета мысли, ту эпоху, когда были заложены основы китайской культуры. Его учение было отправной точкой для последующих мыслителей

Теософия и эзотерика:Приход Змия Белые лучи струились над всем Островом, когда Алмаз на горе испускал свое последнее непрерывное сияние до тех пор, пока зловещая змея, порожденная кровью Змия не пронеслась по морю, достигнув большого Острова вдали

Парапсихология:Для дерева

:· Наследие Предков
:· Пришельцы
:· Изучение Космоса
:· Авангард науки
:· Загадки и Мистификации
:· Феншуй
:· Тайны Планеты Земля
:· Антропология
:· Природа Планеты
:· Взгляд Вперёд
:· Литература
:· Рассказы посетителей
:· Организации и люди
:· Гостевая
Непознанное / Антропология / Какие мы / Как художники манипулируют восприятием / 


Как художники манипулируют восприятием

В то время, как мир продолжает отмечать 500-летие создания Джоконды Леонардо да Винчи и не устает вопрошать, улыбается изображенная на картине дама или хмурится, Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета разоблачила некоторые секреты, определяющие наше восприятие этого произведения искусства.

Что заставляет предметы выглядеть по-разному в разных ситуациях? Ливингстон взяла в качестве примера шедевры изобразительного искусства и показала, как добиться различий яркости и в чем отличие сфокусированного зрения от периферического.

Солнце и небо на этой картине - одной яркости
Во время своей недавней поездки в Париж Ливингстон измерила яркость красок в знаменитой картине Моне "Впечатление: Восход солнца" и выяснила удивительную вещь - что бы нам не казалось, но желтое солнце ничуть не ярче, чем синее небо, на котором оно находится. Причину тому исследовательница видит в рассогласованности восприятия цвета и яркости в нашей визуальной системе. Яркость относится к тому, сколь светлым кажется нам тот или иной предмет - вне зависимости от его собственного цвета. Так, на черно-белом изображении картины детали разных цветов, но одинаковой яркости будут одного и того же оттенка - серого. Собственно, именно этот опыт Ливингстон и проделала - она сделала черно-белую фотографию картины. На ней солнце растворилось в окружающем его небе - оба они передавались одним и тем же оттенком. Это значит, что солнце столь же ярко (или тускло), как и синее небо. Однако на картине оранжевое солнце захватывает восприятие, словно вспыхивая на фоне темно-голубого неба.

Часть своей системы восприятия человек унаследовал от млекопитающих. Эта визуальная система позволяет воспринимать три измерения и распознавать движущиеся предметы, при этом их цвета остаются незамеченными. Но как приматы люди обладают еще одной системой распознания предметов, которая позволяет познавать цвета, распознавать лица и оценивать окружение. Обе системы у людей задействуются одновременно.

Художники осознали эту дихотомию процесса восприятия визуальной информации и использовали ее эмпирически - для создания иллюзии цвета и пространства. Эти две части часто называются системами "где" и "что". "Где" не интересуют цвета, зато она позволяет ориентироваться пространственно, а "что" помогает узнавать и оценивать предметы.

Ливингстон заинтересовалась восприятием и еще одной визуальной загадки - таинственной улыбки Моны Лизы. Она объяснила, почему эта улыбка кажется такой неуловимой и загадочной. Оказывается, таинственность улыбки объясняется тем, что она лучше всего воспринимается периферическим зрением. Да Винчи использовал тени скул, чтобы подчеркнуть рот Джоконды, поэтому улыбка оказывается более заметной, если смотреть Моне Лизе в глаза, или на фон картины. Если же смотреть прямо на рот, то улыбка словно исчезает.




Рейтинг : 5106     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002 - * Обратная связь