Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Профилактика

Теософия и эзотерика:Второе начало. Эфирное тело Современная наука пришла к тому, что все изменения, происходящие в мускулах, клетках или нервах живого организма, сопровождаются электрическими явлениями

Боевые искусства:Цигун и бой Чего только не услышишь, когда люди начинают рассуждать о внутренней энергии. Одни рассказывают истории о магах, движением брови повергающих наземь целые полчища нападающих, другие ни во что подобное не верят, ссылаясь на физику и биологию.

Боевые искусства:История несостоявшегося изнасилования Эта статья написана для людей, которые предпочитают учиться на чужих ошибках. В первую очередь она предназначена для представительниц прекрасного, но слабого пола - хотя и мужчины, вероятно, смогут найти в ней полезную информацию.

Парапсихология:Глобстеры Где-то в середине июля 1961 года на побережье Тасмании разразилась самая сильная буря среди всех, когда-либо регистрировавшихся в этих местах

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / История философии / Средневековье / Практическая философия / 


Практическая философия

Практическая, или моральная философия. Доникейская патристика прежде всего была занята формированием этических начал ('Послания' Климента Римского, анонимное 'Учение двенадцати Апостолов, или 'Дидахе', 'Пастырь' Ерма), которые направляли человека к постижению Высшего блага (им полагался Бог), наставляли его на путь спасения, это было главной жизненной задачей средневекового человека, и определяли способы причащения праведности (крещение, евхаристия, молитва)

Вся патристика основывалась на таком представлении об этике. Более того, понимание Бога как Высшего блага, которому причастны по мере добродетелей и роков все люди и следование которому ведет к презрению к смерти, служит у тетина этическим доказательством бытия Бога 'Если это не так, то Бога нет, и если есть, но он не печется о людях, то и добродетель, и порок - ничто'

II- III вв знаменуются острыми теолого-философскими спорами о троичности Бога и Божественной и человеческой природах Христа, спорами, опутавшими все последующее средневековье Огромную роль приобретает осмысление каждой из Божественных ипостасей в их отношении к миру, что теснейшим образом связано с этикой В этом отношении особый интерес приобретают воззрения Оригена (ок. 185-253/254), который связывал этику непосредственно с особенностями воздействий на человека разных ипостасей Троицы. Существа, как он полагал, получают свое бытие от Бога Отца, разум от Бога Сына, а святость от Духа Святого. Совокупное воздействие не дает возможности вразумленным существам полностью разрушить свое нравственное состояние, но дает возможность возвратиться на прежние ступени. Действие Бога Отца и Бога Сына распространяется на весь тварный мир, как живой, так и неживой, как на праведников, так и на грешников.

Потому все разумные существа причастны Слову, то есть разуму, получая от Бога способность к знанию и разумению Врожденный в них разум способствует различию добра и зла Поэтому злодеяние всегда осознанно, делая человека повинным в грехе Основание для такого рассуждения дает ему истолкование действий третьей Ипостаси Троицы - Бога Святого Духа Действия Бога Святого Духа распространяются только на живой мир, притом только на тех, кто живет в добродетели, что означает это Лицо Троицы принимает участие только в святых Живущий в добродетели человек - осознанно поступающий человек. Поскольку всякий человек причастен разуму, то, поступая неразумно, он как бы впадает в безумие и заслуживает прощения на основании неведения (эта идея впоследствии проявилась у Бернарда Клервоского) Осознанно же совершающим злодеяние является тот, кто обратился вспять, заслужив предварительно участия в нем Святого Духа, такой человек прощения не заслуживает. Таким образом, нравственное состояние оказывается сопряженным с личностным.

Рассуждая о природе твари, Ориген живописует мистическую лестницу нисхождений: ангелы, начальства, троны, господства и пр., что позволяет назвать его учение интеллектуально-мистическим. Рассматривая каждое из находящихся на этой лестнице существ, Ориген делает следующее умозаключение: если все эти власти и господства получают свое достоинство по природе или необходимо, то подобно им, по природе необходимости получают недостоинство низшие твари В таком случае можно было полагать, что зло появилось не после сотворения их сущности, а являлось самой этой сущностью, что невозможно в силу благости Творца Поэтому разумные существа возносятся ввысь не по природе, а по заслугам, которые они приобрели вследствие свободы. Понятия заслуги и свободы воли становятся при этом не только важнейшими понятиями средневековой этики, но и предметом непрестанного обсуждения.

Вперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4 

Рейтинг : 6195     Комментарии к статье
Комментарий от Vera для Практическая философия от 2004-11-02
Приглашаем желающих в школу практической философии, которую мы планируем открыть в Петербурге. Тел для справок 8-812-965-71-57 или 8-812-387-39-37
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь