|
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) -
видный русский философ.
Чернышевский был сыном священника, учился в
духовной семинарии в Саратове, затем на историко-
филологическом факультете Петербургского университета.
Его взгляды формировались под воздействием идей
французских материалистов XVIII в., воззрений Гегеля, Сен-
Симона, Фурье, Фейербаха.
С ранних пор он стал проявлять свое критическое
отношение к существующим порядкам, выступая за
свержение монархии. Эта революционная деятельность
привела Чернышевского к аресту и ссылке на каторгу в 1862
г.
Основные произведения Чернышевского по
философии следующие:
"Эстетическое отношение искусства к
действительности" (1855), "Очерки гоголевского периода
русской литературы" (1855-1856), "Критика философских
предубеждений против общинного владения" (1858),
"Антропологический принцип в философии" (1860),
"Характер человеческого знания" (1855).
Всю существующую действительность Чернышевский
называет природой которая независима от сознания. Он
полагал, что на природу следует смотреть так, как "велят
смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В
природе нечего искать идей, в ней есть разнородная материя
с разнородными качествами, они сталкиваются -начинается
жизнь природы" . "Понятия о
движении, о материи сами собой исчезают из нашего
мышления, когда из него исчезли понятия о пространстве и
времени".
Основной источник знания для Чернышевского -
опыт, ощущения "Ощущение по самой натуре своей
непременно предполагает существование двух элементов
мысли, связанных в одну мысль: во-первых тут есть внешний
предмет, производящий ощущения, во-вторых существо,
чувствующее, что в нем происходит ощущение, чувствуя
свое ощущение, оно чувствует известное свое состояние, а
когда чувствуется состояние какого-нибудь предмета, то,
разумеется, чувствуется и самый предмет".