Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Гадание по системе Ленорман-1

Теософия и эзотерика:Уильям Куон Джадж

Парапсихология:Маленький домик Когда и как он впервые встретился с эльфами, сказать сложно. Видимо, это экстраординарное событие подействовало на него столь ошеломляюще, что он никогда не делился своими воспоминаниями о нем

Непознанное:Паровой двигатель Особыми знаниями в данном вопросе не обладаю, потому принимать идею как маленького уродливого зародыша, поскольку в ее работоспособности уверенности практически никакой...

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философия Америки / Джордж Сантаяна и его философские взгляды / 


Джордж Сантаяна и его философские взгляды


Джордж Сантаяна


Обращаясь к теме американских ценностей, традиций американской философии и культуры, в качестве проводника можно избрать одного из выдающихся философов XX в. Джорджа Сантаяну.


Летом 1911 г. Сантаяна был приглашен в Калифорнийский университет в Беркли. Не будучи никогда прежде на западе страны и готовясь насовсем уехать из Америки, Сантаяна принял приглашение. Незадолго до окончания летнего семестра, 25 августа, он выступил с публичной лекцией "Благопристойная традиция в американской философии" . Эта лекция стала как бы прощальным словом Сантаяны перед отъездом в Европу. В ней он свободно высказал то, "что он давно хотел сказать, и эта возможность была исключительно подходящей для этого".


Поставив в название своей лекции слово "философия", Сантаяна в определенном смысле вводит в заблуждение, ибо рассматривает не только философские течения, но и литературные явления в американской культуре. В начале эссе Сантаяна устанавливает наличие натуралистического отношения между жизнью и философией и полагает его нормативным для всех философских произведений. Он провозглашает философию подлинной лишь в том случае, если она "вдохновляет и выражает жизнь тех, кто ее лелеет".В этом утверждении содержатся две различные, но взаимодополняющие идеи об отношении философии к жизни. В качестве отображения жизни философия, по сути дела, является ее результатом; в качестве же того, что ее вдохновляет, философия должна устанавливать идеальную цель, являющуюся ориентиром для жизненного процесса. Какие бы недостатки не обнаруживала сантаяновская критика американской философии, его представление о философской подлинности, в сущности своей, очень правильно и вполне может служить "пробным камнем" для различения философии и различных мнений, выступающих под ее флагом.


Обращаясь в начале XX в., в первую очередь, к калифорнийской аудитории, Сантаяна пространно говорил о молодости страны и о старости нации, нации, "прошедшей сквозь испытания, наказания и полной мрачных воспоминаний"и имеющей четкое видение вселенной и убеждения о человеческой природе. По словам Сантая-ны, Америка в 1911 г. была "молодой страной со старым менталитетом". Привезенная из Старого Света в Новый, континентальная философия выродилась в благопристойную традицию.Представителем благопристойной традиции начала XX в. Сан-таяна называет своего учителя Ройса.


В XIX в. благопристойную традицию концентрированно выразил трансцендентализм Эмерсона. Эмерсон отрицал окончательность греха и наказания, соответственно он разрушал кальвинизм путем освобождения измученной совести. Трансцендентализм Эмерсона питал оптимизм, созвучный американскому духу, в то время как кальвинизм подчеркивал порочность человеческой натуры и неотвратимость греха и наказания.


Как замечает Сантаяна в 1911 г., "если бы вы сказали сов-ременному американцу, что он полностью развращен, он бы воспри-нял это как шутку, так как сам часто шутит. Он убежден, что он всегда был и будет всепобеждающим и безупречным".


Несмотря на то, что трансцендентализм гораздо лучше кальвинизма выражает оптимистический характер американской жизни, более того, вселяет в нее оптимизм, он оказался несоответствую-щим американскому опыту. Взращенный романтической философией и литературой, вывезенной из Германии, он преувеличивал роль субъективного разума и, "подобно романтизму, представлял собой метод и точку зрения, с которой любой мир, независимо от его содержания, мог бы быть достигнут самосознающим наблюдателем. Трансцендентализм - это систематический субъективизм", -подытоживает Сантаяна.

Вперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4  5  6  7  8 

Рейтинг : 9318     Комментарии к статье
Комментарий от кyкyш для Джордж Сантаяна и его философские взгляды от 2009-06-05
Да уж По-моему в этом посте нет никакой логики :)
Комментарий от Бежен для Джордж Сантаяна и его философские взгляды от 2009-05-03
Да, похоже что в действительности - так оно и есть. P.S. Сайт, кстати, у вас прикольно сверстан :)
Комментарий от Антон для Джордж Сантаяна и его философские взгляды от 2009-03-28
Дискутировать по этому поводуможно бесконечно, поэтому просто хочу поблагодарить автора. Спасибо вам!
Комментарий от xKmQhAzqlmJS для Джордж Сантаяна и его философские взгляды от 2008-09-13
JAJA, UPYACHKA! UG NE PROIDET, BLYA!
Комментарий от ctrdl для Джордж Сантаяна и его философские взгляды от 2007-11-19
53e248c2 ae304af9 454 A fantastic site, and brilliant effort. A great piece of work.
Комментарий от trdl для Джордж Сантаяна и его философские взгляды от 2007-11-19
53e248c2 ae304af9 454 Found your site in google, and it has a lot of usefull information. Thanx.
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь