Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Чтоб соединять людей (на землю из-под сохи)

Парапсихология:Листья

Боевые искусства:8 методов тренировки шага В багуачжан требуется, чтобы во время обхода круга стопы ровно поднимались и ровно ставились, шаг был подобен ходжению по грязи, нельзя задирать носок или пятку, нужно быть стабильным словно сидящий в паланкине, формой - словно толкать жернов

Боевые искусства:"Восемь форм" тайцзи мэйхуа танланцюань Восемь форм - это сокращение от восемь форм стиля богомола, цзибэньгун стиля богомола. Здесь собраны вместе встречающиеся в комплексах формы шага с целью выработки правильной формы шага, развития силы поясницы, укрепления ног. Движения конкретные, лаконичные и безыскусные. Комплекс распадается на две части - левую и правую.

Философия:Ламаизм ЛАМАИЗМ - тибето-монгольская форма буддизма, возникшая в Тибете в 8 в. основанная на сочетани черт махаяны и ваджраяны. Ламаизм распространен в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия (Китай), в Монголии, а также в отдельных районах Непала и Индии.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Русская философия / Русский фикционализм / 


Русский фикционализм

Ганс Файхингер


В 1911 г. в Германии вышел объемистый философский трактат под названием "Философия 'как-если-бы'". Его автор Ганс Файхингер (1852-1933) уже был известен в философских кругах Европы как кантовед, предпринявший титанический труд дать историко-философский, культурно-исторический и филологический комментарий к "Критике чистого разума", а также как организатор кантовского философского движения в Германии.

Вопреки опасениям самого автора и некоторым непривлекательным внешним обстоятельствам (огромный размер трактата, декларированная неоригинаяьность философских оснований новой концепции, отражавшая и понимание их эклектической сути), книга была воспринята с энтузиазмом и идеи "философии фикции", или фикционализма, как стали с этого времени именовать изложенное в ней учение, начали быстро распространяться в Германии, захватывая и нефилософские сферы. Вскоре оформилось весьма мощное и представительное движение, заявившее претензию на пересмотр оснований всей духовности, особенно науки, современного общества и перестройки ее фундамента на принципах "философии 'как-если-бы'". Следовательно, в учении обнаруживался значительный культур-философский потенциал. В этом движении участвовали многие выдающиеся представители немецкой науки и философии.

К сожалению, это весьма своеобразное явление духовной жизни Европы начала XX столетия оказалось вне поля зрения ее историков, как не получило осмысления влияние, оказанное фикционализмом на становление философских программ неопозитивизма, конвенционализма, феноменологии и иных школ современной философии.

Русская философская мысль этого времени также оказалась вовлеченной в сферу влияния фикционалистской философии.Данное явление не было отмечено в исследованиях по истории русской философии XX в. Между тем "русский фикционализм", насколько нам представляется, вполне может быть вычленен как определенная относительно самостоятельная тенденция, которую можно проследить с большей или меньшей явственностью в воззрениях и учениях довольно широкого круга русских мыслителей первых двух десятилетий текущего века. Возможно, в России не было непосредственных адептов файхингеровского фикционализма. Но то, что это учение было известно, книга читалась и обсуждалась; это зафиксировано в многочисленных свидетельствах современников.

Своеобразие фикционализма, во-первых, можно отметить уже на уровне установления генезиса. Следует выделить внутренние умственные предпосылки, свидетельствующие об укорененности фикпионалистских тенденций и мотивов в традиции и специфике русской философской культуры предыдущего времени. Во-вторых, оно выражается в факте своеобычного соединения (не говорим - синтеза) отечественных тенденций с рафинированным философским фикционализмом Файхингера, стимулировавшего развитие таких тенденций до развитых форм субъективно-идеалистической гносеологии у ряда русских философов (например, у И.И. Лапшина). Но даже в этом случае фикционализм не претендовал на выделение в самостоятельную философскую линию, равно как не была принята и программа всеобщего фикционалистского пересмотра оснований науки: фикционалистский элемент в культуре, познании, творчестве фиксировался как их необходимый сущностный момент на основе анализа и увязывался с другими онто-лого-гносеологическими условиями деятельности. И это можно считать третьей чертой русского фикционализма. Наконец, он структурно многообразен и поэтому не имеет для всех конкретных форм единого универсального объяснения.

Можно говорить о нескольких линиях проникновения фикционализма в философско-научный мир России. Сам его создатель - Файхингер рассматривал фикционализм как наиболее полное и совершенное в философском смысле выражение пессимизма как наиболее творчески продуктивного и жизненно-стимулирующего состояния человеческого духа. Таким образом, поворот европейской культуры к модернизму, в котором пессимистическое миропонимание занимало центральное место, затронувший и Россию, объясняет живость положительной реакции у нас на это философское течение: особенно в среде интеллектуальной и художественной элиты.



Незамеченным оказался факт распространения идей Файхингера среди теоретиков европейской социал-демократии. Ее увлечение фикционализмом было настолько сильным, что это вызвало опасения нового "перекоса" в философии марксизма. Много лет спустя эта опасность была документирована Ф. Фогараши в журнале "Вестник Коммунистической Академии" (1927). Но тот же источник свидетельствует о том, что в фикционализме некоторые видели положительный смысл, которому можно было бы придать марксистское истолкование. Значит, можно говорить о попытках построить "марксистский фикционализм".

Вперед>>>
Cтраницы :  1  2 

Рейтинг : 4428     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь