Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Взгляд науки

Парапсихология:При эрозии Желудка (без кровотечения)

Парапсихология:Упражнение 2. Жизненная энергия (сжатие инь) Цель этого упражнения - увеличить количество жизненной энергии путем сжатия бедрами внешних половых органов

Парапсихология:Ясень

Боевые искусства:Кю-дзюцу (японское искусство стрельбы из лука) Знатоки японского оружия знают, что Японию издавна называют Страной Длинных Луков. Лук - самое старое японское оружие, а с учетом природных условий страны - самое выгодное. Бой на кораблях, в труднодоступных горных массивах, оборона обрывистых берегов, лесные засады - лук везде является самым важным оружием.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Русская философия / Известные русские философы ХIX-XX веков / Бахтин Михаил Михайлович (1895 -1973) / 


Бахтин Михаил Михайлович (1895 -1973)

Михаил Михайлович Бахтин


Бахтин Михаил Михайлович- культуролог, литературовед, философ. Окончил Петроградский университет /1918/. В конце 20-х годов репрессирован, выслан в Кустанай на 6 лет. Более чем на 30 лет Бахтин был исключен из научной жизни. Создал "Философию поступка", в которой ценности становятся значимыми только благодаря индивидуальным усилиям. Главной задачей считал соединение двух областей - мира культуры и мира жизни. В культурологии ввел понятие хронотопа, как внутренней связи восприятий пространства и времени, лежащей в основе художественных систем разных исторических эпох.

В диалогизме Бахтин находил ключ к раскрытию сущности человека, его индивидуальности. Суть учения Бахтина вытекала из представления о незавершённости, свободной открытости, "вненаходимости" человека. "Человек, - писал он, - никогда не совпадает с самим собой". В нём есть то, что не поддаётся "овнешняющему определению"и раскрывается только "в акте свободного самосознания и слова". Он всегда находится "в точке выхода", нетождественности с самим собой; к нему неприложимы никакие конечные атрибуты и навязанные закономерности. Человек свободен, и ничто не может быть предсказано или определено помимо его воли. Бахтин отвергал материалистическое понимание истории. Индивидуализация личности, на его взгляд, совершается не в сфере социальности, а сознания. Критерий социальности исходит из принципа единства бытия. Но единство бытия неизбежно превращается в единство сознания, которое в конечном счёте трансформируется в единство одного сознания. И при этом совершенно безразлично, какую метафизическую форму оно принимает: "сознания вообще", "абсолютного Я", "абсолютного духа", "нормативного сознания"и проч. По мнению Бахтина, важно лишь то, что рядом с этим единым и неизбежно одним сознанием уже не может сосуществовать "множество эмпирических человеческих сознаний"; последние оказываются как бы случайными и даже вовсе ненужными. Очевидно, что на почве философского монизма личность полностью закрывается для познания. Поэтому "подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в неё, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя".

Главные сочинения: "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса", "Проблемы поэтики Достоевского", "К философским основам гуманитарных наук", "Литературно-критические статьи".





Рейтинг : 6893     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь