Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Возможно ли физическое бессмертие человека

Парапсихология:Канал легких

Парапсихология:Живите так, как требует этого природа Когда вы живете естественной жизнью, вы остаетесь наедине с природой. И когда вы станете частью природы, мозгом и телом, вы достигнете высочайшей психической нервной силы

Парапсихология:Вайрагъя Вайрагъя считается истинным эталоном человека, достигшего высшего состояния. Ухода от соблазнов или подавления их недостаточно. Не должно быть соблазнов вообще. Шри Рамакришна иллюстрирует это рассказом

Непознанное:Японские врачи уверены, что нашли средство борьбы со СПИДом и атипичной пневмонией Объединенная группа ученых из медицинской корпорации Lymphotec Inc. и Токийского университета медицины и стоматологии приступила к разработке средства, которое позволит окончательно победить такие трудноизлечимые заболевания, как СПИД и SARS. Специалисты уверены, что такое средство будет получено в самом ближайшем будущем.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / История философии / Древний Восток / Индия / Философия ньяйи / 


Философия ньяйи

I. ВВЕДЕНИЕ

Основы философии ньяйи были заложены великим мудрецом Готамой, который также известен как Гаутама и Акшапада. Поэтому ньяя называется также системой Акшапады. Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Так как ее изучение весьма полезно для развития способностей логического и критического мышления, философия ньяйи известна также под названием 'Ньяйвидья тарка-шастра' (то есть наука о мышлении) и 'Анвикшики' (наука о критическом изучении)

Но логические проблемы - проблемы методов и условий истинного познания, или канонов логической критики,-это не единственная и конечная цель философии ньяйи. Как и другие системы индийской философии, конечной целью человеческой жизни она считает освобождение, которое означает абсолютное прекращение всякой боли и страдания. Именно для достижения этой конечной цели мы и нуждаемся в философии- для познания реальности, в логике - для определения условий и методов истинного познания. Поэтому можно сказать, что ньяя, как и другие системы индийской философии,- это философия жизни, хотя она и посвящена главным образом проблемам логики и теории познания.

Первое произведение философии ньяйи - это 'Ньяя-сутра' Готамы. Она подразделяется на пять книг, по две главы каждая. 'Ньяя-Бхашья' Ватсьяяны, 'Ньяя-варттика' Уддьйо-такары, 'Ньяя-варттика-татпарья-тика' Вачаспати, 'Ньяя-варттика-татпарья-паришудди' и 'Кусуманджали' Удаяны, 'Ньяяманджари' Джаянты и другие работы философов системы ньяйи объясняют и развивают идеи, содержащиеся в сутрах 'Ньяя-сутры', а также защищают их против нападок со стороны враждебных критиков.
Таким образом, древняя философская школа ньяйи является развитием философских сутр Готамы в полемике сторонников ньяйи с их суровыми критиками.

Современная философская школа ньяйи ведет свое начало от составившей эпоху работы Гангеши 'Таттвапинтамани'. Возникнув в Мит-хиле, это направление школы ньяйи стало впоследствии гордостью Бенгалии и ее центра Навадвины, где изучалась и преподавалась эта философия. Основное внимание она уделяет логическим сторонам философии ньяйи и развивает ее теорию познания лишь как формальную логику, как отношения между понятиями, терминами и суждениями. С появлением современной школы ньяйи древняя ее школа в известной мере утратила свою популярность. Позднее, в результате сочетания, синтеза систем ньяйи и вайшешики, появляется синтетическая школа ньяя-вай-шешики.

Для удобства изучения философию ньяйи можно разделить на четыре части:теория познания, теория физического мира, теория индивидуального я и его освобождения и теология. Однако следует отметить, что сама по себе система ньяйи представляет разработку следующих шестнадцати философских проблем:

1) прамана - источники или методы познания;
2) прамея - объекты познания;
3) саншая - сомнение;
4) прайоджняна -цель, ради которой совершаются действия;
5) дриштанта-бесспорный факт, приведенный как пример;
6) сиддханта - обоснованная доктрина;
7) аваява -составные части силлогизма;
8) тарка -гипотетический аргумент;
9) нирная - установление истины;
10) вада - дискуссия с целью достижения истины;
11)джалпа -пустой спор, или словесная борьба ради простой победы в дебатах;
12) ви-танда - чисто разрушительный критицизм;
13) хетвабхаса - ошибки логического вывода;
14) чхала -заблуждение из-за неясности или недопустимой противоречивости утверждения, взятого в ином смысле, чем первоначально;
15) джати - несерьезное возражение, основанное на простом сходстве или несходстве, без какой бы то ни было необходимой всеобщей связи между вещами;
16) ниграхастхана - момент, в который необходимо признать поражение. Здесь нужно дать следующее объяснение этих проблем:

Вперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24 

Рейтинг : 15126     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь