Лос-Анджелес. Зал в Калифорнийском университете. Улыбающийся мужчина маленького роста, совершенно непохожий на мага или духовного учителя, выходит на сцену. Все 800 человек, присутствующих в зале, встают и аплодируют, приветствуя его... Так начинался один из семинаров, которые Карлос Кастанеда проводил в 1996 году.
Хотя этому человеку около 70, стариком его не назовешь. Энергичные движения, юмор, яркая речь. Фотографировать себя Кастанеда запрещает. Ведь чтобы дышать "космическим ветром силы" и не разлететься вдребезги, нужно стать по-настоящему "безымянным"
Кастанеда познакомился со своим будущим учителем - мексиканским индейцем доном Хуаном как будто случайно. Будучи студентом-антропологом Калифорнийского университета, Кастанеда собирал материалы о традициях использования лекарственных растений индейцами Северной Мексики. Однако встреча с доном Хуаном изменила всю его дальнейшую жизнь.
В начале 60-х годов Карлос Кастанеда выпустил книгу "Учение дона Хуана. Путь знания индейцев племени яки. В последующие годы Кастанеда выпустил еще девять книг. Такого основательного удара по человеческому сознанию еще не наносил никто. И конечно, никто так широко не открывал дверь в миры еще не осознанных возможностей Человека.
Все мы заметили, что обострение интереса к 'измененным состояниям сознания', психоделическим путешествиям, восточным психотехникам, породило целый поток научной, околонаучной и совсем не научной литературы. Древнее целительство - все эти кипящие в горшках корни и травы, завывания, шаманические пляски вокруг полночных кострищ привлекали внимание. И вряд ли Карлос был единственным антропологом, кому припала охота поподробнее разузнать о пейоте - кактусе, содержащем пин, один из сильнейших галлюциногенов, известных в наше время. Однако лишь он смог найти нечто действительно потрясающее, рядом с чем всякие "промывки мозгов" в стиле Рона Хаббарда или "светящиеся существа" любителей экстрасенсорики, кажутся просто детской забавой.
"Учение дона Хуана", "Путешествие в Икстлан", "Отдельная реальность" и другие книги сделали Карлоса Кастанеду кумиром миллионов читателей. В стиле раскованного 'сократического диалога' в них повествуется о том, как критически настроенный ученик воспринимает древнюю индейскую мудрость. И независимо от того, действительно ли велся этот диалог между двумя людьми или происходил только в голове писателя, воображение миллионов читателей рисует детали первой встречи Кастанеды со старым индейцем племени Яки - доном Хуаном на автобусной остановке в пыльной Аризоне, недалеко от мексиканской границы. Для многих эта встреча - более известное литературное событие, чем встреча Данте с Беатриче.