Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Непознанное:Загадки каменных полчищ Давно известно, что у почитаемых храмов, икон, семейных реликвий, амулетов и даже у детских игрушек, переходящих из поколения в поколение, со временем увеличивается их внешняя энергетическая оболочка (подобно атмосфере планеты) при доброжелательном отношении к ним людей

Парапсихология:Пламя в ладонях Кто из увлеченных на путь магии и колдовства не мечтал хоть раз зажигать свечи небрежным взмахом руки или взглядом? Кто из читавших Асприна не потратил хоть полчаса на созерцание фитиля свечи? Сколькие из нас, колдунов нового века, оставили тщетные попытки, сочинив себе всякие "зато я могу:" А так ли недосягаемо управление стихией огня?

Боевые искусства:История развития самурайского меча

Боевые искусства:Техника Хорса Эта беседа посвящена рассмотрению базовых ключей, лежащих в основе техники Хорса, являющихся очень эффективными приемами как для нападения на противника, так и для защиты от его нападений. Для проведения этой техники нужно тренировками развивать силу мышц - сгибателей пальцев, управителей сгиба и разгиба предплечья, разгиба и сгиба голени, и мышц приводящих движение бедра. Также очень важно для самостраховки от удушающих приемов тренировать мышцы шеи.

:· Боевые искусства Востока
:· Боевые искусства славян
:· Боевые искусства Европы и Америки
:· Феншуй
:· Искусство самообороны
:· Путь Воина
:· Боевые искусства сегодня
:· Великие мастера
:· Лучшие актеры боевиков
:· Фотогалерея
:· Организации и люди
:· Гостевая
Боевые искусства / Боевые искусства Востока / Япония / Кэн-дзюцу (искусство фехтования мечом) / 


Кэн-дзюцу (искусство фехтования мечом)

Кэн-дзюцу (искусство фехтования мечом)

В отличие от иайдзюцу, включает приемы боя мечом, извлеченным из ножен, и разделяется на татидзюцу - фехтование длинным мечом, кодатидзюцу - фехтование коротким мечом и рётодзюцу - фехтование двумя мечами.

Мечи применялись японцами уже в эпоху Яёй, но истоки фехтования изогнутым мечом классического типа синоги-дзукури восходят ко 2-й пол. эпохи Хэйан. К концу XII в. уже были канонизированы некоторые приемы фехтования для пешего и конного воинов, но по значимости в боевой подготовке самураев КЭНДЗЮЦУ уступало искусству стрельбы из лука с коня. В эпоху междоусобных войн Намбоку-тё мечи, благодаря улучшению их качества, появлению более легких и удобных доспехов и снижению роли конных лучников, становятся основным оружием самураев, начинается быстрое развитие КЭНДЗЮЦУ.

Во 2-й пол. XIV - XV вв. возникают 4 великих школы КЭНДЗЮЦУ, давшие начало большинству позднейших школ: Нэн-рю: (основана дзэнским монахом Дзион, включала также дзюдзюцу и содзюцу), Катори Синто:-рю: (основана Иидзаса Тёисай Иэнао, включала также иайдзюцу, бодзюцу, нагинатадзюцу, дзюдзюцу, содзюцу, сюрикэндзюцу, ниндзюцу и др.), Тю:дзё:-рю: (основана Тю:дзё: Нагахидэ) и Кагэ-рю: (основана Айсу Икосай Хисаси, включала также содзюцу и ниндзюцу).

Обучение в ранних школах КЭНДЗЮЦУ было нацелено на подготовку фехтовальщика, способного противостоять противнику, использующему другие виды оружия. Поэтому кроме КЭНДЗЮЦУ их последователи изучали приемы боя алебардой, копьем, длинным шестом и т.д., приемы борьбы без оружия. Техника КЭНДЗЮЦУ была рассчитана на ведение боя с противником, облаченным в доспехи, и учитывала их изъяны.

Удары наносились в <щели> доспехов, основными мишенями были шея, небольшая зона туловища в месте соединения нагрудника и подола-кусадзури, запястья и локтевые сгибы с внутренней стороны, внутренние стороны бедер и щиколотки. Для предотвращения поломки меча, меч не подставлялся под удары меча противника, вместо этого использовались разнообразные подрезки рук и разрезы живота и различные способы маневрирования, позволяющие уклоняться от атак противника. Основным методом совершенствования мастерства были ката - парные комплексы, с фиксированными ролями участников и порядком их движений, исполняемые с деревянными мечами бокуто. Длинные начальные ката позволяли развить выносливость и поставить дыхание, короткие комплексы более высокой ступени учили заканчивать бой одним-двумя ударами. Уровень подготовленности проверялся в соревновательных поединках, в которых удары реально не наносились, а останавливались в нескольких см от мишени, и дуэлях с использованием боевого оружия. Технически школы сильно отличались друг от друга, одни проповедовали агрессивный наступательный стиль, другие - выжидательную тактику.

В XVI в. появилась целая плеяда выдающихся мастеров КЭНДЗЮЦУ. Самыми знаменитыми из них стали Цукахара Бокудэн (1490-1571), развивший традицию фехтования, связанную со святилищами Катори и Касима, и разработавший школу Касима синто:-рю:, и Камиидзуми Хидэцуна (1508-1578; по другим данным 1520-1577), на базе Катори синто:-рю: и Кагэ-рю: создавший Синкагэ-рю:. Последний ввел в широкое обращение фукуро-синай - учебный меч, изготовленный из полос бамбука, обернутых кожей, что позволило практиковать учебные поединки с реальным нанесением ударов и в дальнейшем открыло возможность для развития КЭНДЗЮЦУ как вида спорта.

В 1-й пол. XVII в. наиболее влиятельными школами КЭНДЗЮЦУ были Ягю: Синкагэ-рю:, Итто:-рю и Нитэн ити-рю:.

Ягю: Синкагэ-рю, основанная Ягю: Сэкисюсай Мунэёси (1527-1606), помимо КЭНДЗЮЦУ включала также нагинатадзюцу, дзюдзюцу, сюрикэндзюцу и др. В 1594 г. сын Мунэёси Ягю: Мунэнори (1571-1646) стал инструктором по КЭНДЗЮЦУ Токугава Хидэтада, будущего 2-го сё:гуна династии Токугава. Он усовершенствовал технику школы и под влиянием дзэнского наставника Такуан, который адресовал ему свой известный трактат <Фудо:ти симмё: року>, разработал теорию совершенствования мастерства, основанную на принципе кэндзэн итти - единства фехтования и Дзэн, которую изложил в наставлении <Хэйхо: кадэн сё>.

Основателем школы Итто:-рю: считается Ито: Итто:сай Кагэхиса (1560?-1653?). Он считал, что все технические секреты фехтования заключены в одном-единственном приеме - ударе мечом сверху вниз, который является истоком всех остальных бесчисленных приемов КЭНДЗЮЦУ Его ученик Оно Тадааки был наставником по КЭНДЗЮЦУ сё:гунов Токугава Хидэтада и Токугава Иэмицу и тоже испытал сильное влияние Такуан, который адресовал ему свое сочинение <Тайаки>.

Нитэн ити-рю: была основана Миямото Мусаси (1584-1645), который считается величайшим фехтовальщиком в истории Японии. Мусаси делал упор на фехтование двумя мечами - длинным и коротким - одновременно. Это гарантировало бойцу преимущество в бою, но, главное, формировало навык манипуляций мечом одной рукой, необходимый в конной схватке. Свои взгляды на сущность КЭНДЗЮЦУ Мусаси изложил в знаменитом трактате <Горин-но сё>. Особое место среди школ этого периода занимала основанная Харигая Сэкиун Мудзю:синкэн-рю:, в которой КЭНДЗЮЦУ рассматривалось как вид дзэнского тренинга.

С середины эпохи Токугава КЭНДЗЮЦУ начинает утрачивать свое практическое значение. Влиятельные школы этого периода Синто: мунэн-рю: (основана Фукаи Хэйуэмон Кахэй) и Сингё:то:-рю: (основана Иба Дзэсуйкэн Хидэаки) делали упор на психологической закалке и достижении состояния муга - <Не-Я> или мунэн - <безмыслия>.

Основатель Дзикисинкагэ-рю: Ямада Хэйдзаэмон Ко:току разработал защитное снаряжение для проведения учебных поединков с применением бамбуковых мечей, которое затем было усовершенствовано и перенято большинством других школ КЭНДЗЮЦУ Благодаря этому широчайшее распространение получили соревнования в поединках на бамбуковых мечах в защитном снаряжении, открывшие дорогу перерождения КЭНДЗЮЦУ из вида рукопашного боя в популярный вид спорта. Из новых школ только Дзицуё:-рю (основана Хираяма Ко:дзо:) подчеркивала боевую ценность КЭНДЗЮЦУ.

В конце эпохи Токугава наиболее популярными школами КЭНДЗЮЦУ продолжали оставаться Дзикисинкагэ-рю: и Синто: мунэн-рю:, к которым прибавилась Наканиси-ха Итто:-рю:, основанная Наканиси Ситэй и широко практиковавшая соревновательные поединки с использованием бамбуковых мечей и защитного снаряжения.

После реставрации Мэйдзи популярность КЭНДЗЮЦУ резко снизилась, многие школы были утрачены. Для сохранения КЭНДЗЮЦУ и получения средств к существованию группа мастеров во главе с Сакакибара Кэнкити из Дзикисинкагэ-рю начала организовывать публичные демонстрации схваток на бамбуковых мечах, ката, разрубания различных предметов и т.д. Это помогло возродить интерес к традиционному фехтованию, привлечь в залы КЭНДЗЮЦУ многочисленных поклонников. В 1876 г. КЭНДЗЮЦУ было признано видом физической культуры, пригодным для морально-этического воспитания японской нации в духе доктрины кокутай.

Обучение КЭНДЗЮЦУ было введено в полиции. Большую роль в возрождении КЭНДЗЮЦУ сыграла Ассоциация воинской добродетели (Бутокукай), созданная в 1894 г. В 1910 г. КЭНДЗЮЦУ стало одним из обязательных элементов программы физического воспитания в школах, а в 1912 г. специальный комитет из крупнейших мастеров разработал Ката приемов кэндо: (<Путь меча>) Великой Японской империи, в которое были включены наиболее типичные приемы фехтования, положив начало японскому национальному виду спорта кэндо: В настоящее время кэндо: в Японии занимаются около 2 млн. чел., сохраняется и ряд старинных школ КЭНДЗЮЦУ: Катори синто:-рю:, Касима синто:-рю:, Синкагэ-рю:, Итто:-рю: и др.



Рейтинг : 7721     Комментарии к статье

В тему:

Copyright (c) RIN 2002 -    * Обратная связь